
Q&A: Жан Куврер
Парижский дизайнер Жан Куврер переосмысляет предметы повседневного обихода при помощи простых и строгих форм. В основе его практики лежит постоянный поиск баланса между эстетической выразительностью и эффективными, более устойчивыми решениями.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
У меня очень «пластичный» подход к работе. Я посвящаю много времени рисованию — не только для изучения форм, но и для создания своего рода визуальных заметок, «мгновенных снимков» идей. Затем я воплощаю их в моделях, тщательно подбирая материал: от него во многом зависит финальный результат. Это может быть картон, цветная бумага, пластилин или 3D-печать — все зависит от задачи. Кроме того, я регулярно леплю из глины: это помогает лучше понять, как рождаются простые, базовые формы.
Когда вы решили, что станете заниматься предметным дизайном?
На самом деле я никогда не принимал такого решения. Во Франции эта профессия не пользуется особым признанием. Изначально меня интересовали графический дизайн и архитектура. Я совершенно случайно занялся проектированием объектов, а потом узнал, что это называется «дизайнер».
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Мне посчастливилось учиться в единственной государственной школе во Франции, специализирующейся на дизайне. Там я узнал, что возможно все — и что все можно подвергнуть сомнению и оспорить. Поэтому сегодня я подхожу к созданию объектов с той же степенью свободы.
Где вы работаете над своими проектами?
У меня нет отдельного пространства для творчества: обычно я работаю из офиса или квартиры. Я не выстраиваю четкий график — мне близка идея позволить проектам жить у меня в голове задолго до того, как они обретут форму. Я сопоставляю их с разными событиями из личной жизни — думаю о них перед сном, во время тренировок, или просто в моменты, когда полностью выхожу из рабочей обстановки.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Недавно я наткнулся на проект, который создал десять лет назад для Международной биеннале дизайна в Сент-Этьене — le plus petit Gradin du monde. Он и правда был довольно радикальным. Я думаю: какое счастье, что мне тогда удалось это сделать. Я был абсолютно свободен, и от меня не требовали никаких компромиссов. Компания, которая взялась за реализацию, проделала отличную работу. Думаю, этот проект действительно оказал серьезное влияние.
Какая у вас цель в творчестве?
Моя цель в творчестве — понимать и учиться, ведь это означает приумножать жизненный опыт. Я стараюсь воспринимать каждый проект как новое приключение и делиться своими знаниями и открытиями — это важная часть моей работы как преподавателя.
Какие у вас хобби, и как это влияет на вашу творческую практику?
Мои увлечения тесно связаны с дизайнерской практикой — меня особенно привлекают рисунок и скульптура. Для меня все это единое целое.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Roman Fleuve Филибера Хумма. Это история о трех молодых людях, которые плывут на каноэ из Парижа к морю: сюжет действительно абсурден. Книга написана как роман-эпопея, хотя действие происходит в наши дни. Она острая, циничная — при этом автор с большой серьезностью относится к юмору.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Yohen: The Universe in a Bowl — документальный фильм о керамисте Джине Герле, который пытается воспроизвести Йохен Тенмоку — редкие китайские чаши, сохранившиеся в Японии. Считается, что их глазурь — абсолютное совершенство, в которой, по легенде, заключена вся Вселенная. В мире существует всего три таких чаши. Для керамистов воспроизведение этой глазури — настоящий поиск, своего рода чаша Грааля. Удивительно наблюдать за их самопожертвованием: они посвящают всю жизнь стремлению к тому, что, возможно, так и останется недостижимым.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Мы действительно погружены в информационный поток. СМИ разнообразны и их очень много — информация есть на бумаге, на плакатах, она переплетается с рекламой и присутствует в социальных сетях. Очень сложно отличить реальные новости от фейковых. Сталкиваясь со всем этим, я стараюсь отдавать предпочтение средствам массовой информации, которыми руководят профессиональные журналисты, далекие от политических интересов, и ограничиваю их число. При этом остаюсь осторожным и никогда не теряю практического здравого смысла. Главное — потреблять информацию так, чтобы оставаться критичным и продолжать думать самостоятельно.
Все фотографии предоставлены дизайнером.