Иван Ситников: «Если заменить винил на кожу крокодила, получится фейк»
Кто занимается коллекционированием винтажных автомобилей в России, где они покупают свои машины и куда на них выезжают? Владелица и арт-директор галереи «Палисандр» и приглашенный редактор Design Mate Алина Ковалева спросила об этом коллекционера винтажных автомобилей, генерального директора «ДС Девелопмент», Ивана Ситникова.
С чего началась ваша история коллекционирования винтажных автомобилей?
Однажды на меня нахлынули воспоминания о том, как маленьким я ездил на автомобиле «Волга 21». Дед был военным, и ему по чину и рангу полагалась такая машина. Эти детские воспоминания стали точкой отсчета. Я начал интересоваться историей автопрома, особенностями индустрии, стал изучать, чем старые автомобили отличаются от нынешних и так далее. Потом я начал изучать историю брендов, ведь есть гениальные художники, гениальные дизайнеры, а есть гениальные конструкторы. Почему к определенным маркам особое отношение, почему их машины столько стоят? Мне было интересно в этом разобраться.
На чем в итоге остановились, что вошло в коллекцию?
Меня поразила инженерная мысль создателя автомобилей Porsche. Это невероятное ощущение, когда ты садишься в автомобиль 1950-го года со странным двигателем сзади, а рулится он как современная малолитражка. Основатель компании Porsche (речь идет о Ферри Порше, сыне Фердинанда Порше – примеч. автора) создал фантастическую модель путем «от противного», он превратил гадкого утенка в красавицу. Двигатель автомобиля расположен сзади, распределение масс не классическое. Но то, как едет эта машина, то, сколько соревнований она выиграла, говорит само за себя.
Все это меня заинтриговало.
Первую машину Ферри Порше построил для себя – по обходной технологии, с алюминиевым кузовом. Речь идет о прототипе 356-й модели, так называемой «Gmund». Результат оказался превосходным, и все его друзья захотели такую же. Первые экземпляры собиралась буквально кувалдами в сарае, сохранились даже архивные фотографии того времени – речь идет о 1949-1950 годах.
В Советском Союзе были популярны самоделки. Но такие «самодельные» истории никогда не превращались в империю. История Porsche очень меня впечатлила, и я захотел стать обладателем подобной машины. При этом, наибольший интерес для меня представляли нетривиальные экземпляры, с ограниченным выпуском. Самый старый экземпляр в моей коллекции – автомобиль 1959 года.
У вас есть любимые экземпляры в коллекции?
Они все особенные, все заслуживают отдельного внимания, отличаются технической или исторической ценностью. Мне проще назвать нелюбимый экземпляр, это 996-я модель. Мне не нравится, когда разбавляют «генетический код» дизайна Porsche, а в этой модели фары перестали быть круглыми и стали каплеобразными – не люблю этот дизайн.
Можно ли обслуживать коллекционные автомобили в России или надо ехать за рубеж?
Можно. Мой товарищ, издатель журнала Classic Cars, очень помогает мне с этим. Он открыл мастерские, где уровень реставрации выше, чем, к примеру, у американцев: подход очень тщательный, а стоит дешевле. Это доказывает, что в России действительно можно и блоху подковать.
Массовое производство у нас – это другой вопрос, а вот такой эксклюзивный сервис существует.
Есть ли проблема аутентичности деталей?
Основная проблема тех, кто начинает входить в эту тему, – несоблюдение аутентичной конфигурации, необходимой для того, чтобы машина была полностью восстановлена в соответствии с технологией того времени. К примеру, есть оригинальная оплетка проводов, или, если изначально в определенных местах использовался винил, нужно ставить винил, а не кожу крокодила.
В противном случае получается фейк.
В России много коллекционеров винтажных автомобилей?
Не много, этот мир вообще узкий. Большие коллекционеры, конечно, есть, но в целом таких людей немного.
Если бы вы начали коллекционировать винтажные автомобили только сейчас, чтобы сделали по-другому?
Присмотрелся бы к российскому рынку: в России можно было найти очень интересные экземпляры, которые стоило купить. Я тогда думал, что это дорого, а в итоге сейчас они подорожали в пять-десять раз.
Какие существуют мероприятия для коллекционеров автомобилей?
В Европе это, в первую очередь, Конкурс элегантности на вилле д'Эсте (Concorso d'Eleganza Villa d'Este), в Америке таких мероприятий вообще очень много, проводятся даже гонки на винтажных авто. В России же проходит традиционное ралли классических автомобилей L.U.C Chopard. Но я в ралли не участвую – этим надо жить, а у меня сейчас этого, к сожалению, не получается.
Куда в таком случае вы выезжаете?
На летние прогулки, чтобы получить удовольствие от вождения, почувствовать дух эпохи – это все равно, что управлять машиной времени. Кстати, встречающиеся на дороге люди делятся на две категории: либо восхищаются и пропускают, либо открыто ненавидят, что странно.
В каких странах коллекционеров винтажных автомобилей больше всего?
Коллекционирование машин хорошо развито в Америке, в Германии и Великобритании. Другие страны им существенно уступают. Немцы очень любят свои автомобили, и Ferrari – это бренд номер один во всем мире. но есть и уникальные случаи. Так, например, собрание английских машин одного коллекционера – Jaguar и MINI, – фабрика выкупила за сумасшедшие деньги. Я не помню сумму сделки, но она была астрономической. А тот коллекционер работал врачом и всю жизнь посвятил коллекционированию машин.
Где вы покупаете автомобили?
Через специализированные сайты. Аукционы – это очень дорого, и лучшие покупки происходят вне рынка, «по объявлению». Есть целая технология проверки подлинности автомобиля, которую обязательно нужно соблюдать, – очень часто продавцы собирают из одной машины две. Обязательно нужно проверить аутентичность номеров, к примеру, автомобилей Mercedes-Benz c «крылом чайки» продается в два раза больше, чем было выпущено. Чтобы убедиться в аутентичности, нужно делать запроса в архив и на завод.
Ввозить винтажные автомобили в страну сложно?
Если с момента выпуска автомобиля прошло более 30 лет, он считается раритетом и ввозится в страну, как подержанный. Но если говорить в целом, наша система таможни, конечно, «заградительного» характера.
Есть ли у вас знакомые женщины, которые собирают винтажные автомобили?
Нет, но в последнее время с завидной регулярностью попадаются заядлые мотоциклистки.
Какой совет вы дали бы начинающему коллекционеру?
Не торопиться. Осознать, чего вы хотите, встретиться и пообщаться с просвещенными людьми, понять риски. Изделия нетипичные, поэтому каждая покупка будет риском.