Валерия Гордюшева: «Как и любое искусство, коллекционный дизайн — это уже более личная история»
V-Bureau — студия, которая работает сразу по нескольким направлениям. Это разработка, реализация, комплектация проектов, подбор и поставка предметов интерьера практически из любой точки мира, а также коллекционный дизайн. Компания является агентом ряда иностранных фабрик, мебель которых можно увидеть в пространстве 80м2 в Москве. Design Mate встретился с руководителем и основателем V-Bureau, Валерией Гордюшевой, чтобы обсудить коллекционный дизайн с точки зрения продавца и с точки зрения покупателя.
С чего началась история V-Bureau?
У меня международное экономическое образование, опыт работы в консалтинге и больших компаниях. В какой-то момент захотелось сделать паузу, и я волей случая оказалась в Школе «Детали». После ее окончания хотелось совместить предыдущий опыт и новые знания, и все эти навыки пригодились в бизнесе, которым я занимаюсь по сегодняшний день. Сейчас я уже преподаю в «Деталях», и когда три года назад начинала читать там лекции на тему мебельных брендов, то по собственной инициативе предложила рассказывать еще и про коллекционный дизайн. Уже тогда мне казалось, что это очень интересная тема, дизайнерам нужно о ней знать и понимать, к чему стремиться. На коллекционный дизайн хочется ориентироваться, о нем нужно рассказывать покупателю.
Какая у вас концепция?
Сейчас распространено много галерей с ориентацией на винтаж и антиквариат, своей же специализацией мы считаем современный коллекционный дизайн. Нам это ближе, мы лучше в этом разбираемся. Мы считаем, что любой проект выходит на другой уровень, если в нем есть коллекционные вещи. Но здесь тоже есть своя специфика, потому что это стоит больших денег.
Помимо коллекционного дизайна мы работаем со многими известными фабриками, но прежде всего, стараемся предлагать продукцию небольших брендов и мануфактур. Отыскиваем новые студии, новые продукты, которые могли бы быть интересны. Нас ценят за то, что мы помогаем с выбором предметов, в зависимости от стиля, от бюджета.
В нашем шоуруме, который мы делим с мебельным брендом Archipélago и Pecherskiy Foundation, представлен не коллекционный дизайн, а продукция фабрик, для которых мы являемся агентом в России: французы Duvivier Canapés, немцы Pulpo, скандинавы Bolia и другие.
Как вы находите галереи и дизайнеров, с которыми сотрудничаете?
Это постоянный процесс, как с нашей стороны, так и со стороны дизайнеров, которые с нами работают: посещение выставок, просмотр иностранных журналов и интернет-ресурсов. Сейчас колоссальные возможности для поиска дает Instagram: ты можешь не находиться на какой-то выставке, а просто перейти по хэштегу и увидеть вещи, которые впечатляют людей. Для коллекционного дизайна есть соответствующие специализированные выставки: Design Miami и Design Miami/Basel, PAD, Nomad, Collectible, Salon Art&Design и другие. Галереи приглашают на открытия, и есть возможность быть на превью. Но когда попадаешь на третий-четвертый день работы выставки — это самое ценное. Почти нет посетителей, при этом на стендах стоят сами владельцы галерей, готовые лично рассказать о каждом предмете и дизайнере, с которым работают. Это приятный не массовый рынок, где дорожат контактом.
Такие открытые мероприятия дают шанс небольшим студиям или мануфактурам заявить о себе?
Это как с художником — он может быть талантливым, участвовать в небольших выставках, но потом его замечает большая галерея и начинает раскручивать, тогда он выходит на другой уровень.
Галеристы тоже находятся в поиске новых имен, новых идей. Им можно писать, они открыты для предложений.
Коллекционный дизайн становится современным искусством. Как это происходит?
Это и есть искусство, но оно при этом еще и выполняет определенную функцию. Очень радостно видеть, что за последнее время это направление стало более актуальным для российского рынка. Даже если посмотреть по результатам Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow — из года в год все больше галерей предлагает не только скульптуру, живопись, видео-арт, но и авторские предметы интерьера. Многие галереи для их создания стали сотрудничать с российскими дизайнерами. Люди начинают понимать, что искусство — это не просто то, что можно повесить на стену. Это может быть красивый и функциональный предмет, который точно так же будет их радовать. Как и любое искусство, коллекционный дизайн — это уже более личная история, вас должно лично что-то тронуть, заинтересовать.
Mathieu Lehanneur, Illuminations
Есть какое-то различие между Россией и Западом в восприятии коллекционного дизайна?
Российский покупатель часто готов потратить огромные деньги на мебель, которая не ограничена тиражом, и мы стараемся донести до всех – лучше иногда доплатить, но уже иметь уникальную вещь, которая со временем только вырастет в цене. Сейчас, по крайней мере, уже не спрашивают, что значит коллекционный дизайн, но отношение к нему как к полноценному искусству, которое может также служить и инвестицией, пока не сложилось. Многие не верят, что стоимость предмета 30- 50 тысяч евро и выше действительно оправдана. В то время как в Европе люди охотно тратят деньги на коллекционный дизайн, следят за развитием этого рынка.
Может дело в том, что российский покупатель привык к некоторым предметам интерьера относиться как к повседневным вещам? Как может быть стул произведением искусства?
Многие вещи современного дизайна действительно как раз совсем необязательно «блестят» и выглядят дорого. Чаще красота в деталях, форме, задумке автора.
Иногда это может вызвать вопрос «За что я отдаю деньги?»
При этом цену и ценность предмета определяет большое количество критериев: галерея и имя автора, тираж, материалы и технология производства, оригинальность идеи и прочтения предмета. У автора и галереи, как и всегда в искусстве, стоит непростая задача — нужно чем-то «зацепить» потенциального покупателя, вызвать в нем отклик, ведь сегодня такое многообразие вещей борется за его внимание.
Vincenzo de Cotis
Существует ли в коллекционном дизайне какая-то сезонная мода на дизайнеров определенной страны?
Здесь не должно быть понятия мода и сезонность. Наоборот, вещи коллекционного дизайна должны быть вне времени и долго оставаться актуальными. Дизайнер, как и любой художник, чувствует, что происходит в мире в настоящий момент, и выражает это в своих работах. При этом часто эти новые идеи затем становятся трендами, и успешно развиваются уже фабриками.
На мой взгляд, люди сейчас стали спокойнее относиться к трендам и моде, они понимают, что timelessness — это то, чего хочется от вещи больше всего.
Бренд BDDW производит не только мебель, но и свою линейку одежды. Может ли это сильно повлиять на мнение покупателя о компании: везде пытается успеть — значит, делает что-то некачественно, не в полную силу?
Этого не просто перестают бояться, это становится все чаще встречающейся тенденцией. К примеру, американский дизайнер Анна Карлин или студия Ladies and Gentlemen создают не только предметы мебели и освещения, но и украшения, занимаются графическим дизайнером. Продается не предмет мебели, а стиль жизни. И то, что многие бренды отлично чувствуют своего покупателя, приводит к расширению сфер деятельности. Компании имеют представление, что их клиент живет в определенном интерьере, какой стиль одежды предпочитает. Нас уже трудно чем-то удивить, поэтому креатива у подобных компаний становится все больше и это заставляет обратить на них внимание, позволяет им выделиться. В коллекционном дизайне мы знаем похожие примеры — парижский дизайнер Эрве ван дер Стратен был ювелиром, но в какой-то момент понял, что размер не имеет значения и занялся проектированием предметов интерьера. Уэнделл Касл был скульптором, а сегодня он известнейшая личность на рынке коллекционного дизайна и у него свой собственный мебельный бренд.
Anna Karlin
Современное отношение к экологии и окружающей среде как-то повлияло на коллекционный дизайн?
Это один из ключевых трендов, который не устаревает. Эко-дизайн становится все более актуальным. Очень интересны работы и их технология производства у дизайнера Dirk Vander Kooij — для создания стола были использованы остатки старого холодильника, CD дисков, игрушек и прочее. Мы являемся агентом для скандинавского бренда Bolia, они применяют обивочные ткани с добавлением пластика, выловленного из океана. В России пока на это не так сильно обращают внимание, но западный покупатель готов сделать выбор в пользу того или иного производителя с учетом его подхода к «sustainability» и отношению к окружающему миру.
Dirk Vander Kooij, melting pot table
Что сейчас в коллекционном дизайне пользуется наибольшей популярностью?
Нельзя выделить что-то определенное — все зависит от покупателя, от интерьера, бюджета. Коллекционный дизайн — вишенка на торте. Это может быть один предмет, но его достаточно, чтобы преобразить целый проект и вывести его на другой уровень.