Студия SNKH: «Стена – признак оседлости»
Во втором открытом конкурсе на создание конструкции временного летнего кинотеатра Garage Screen победили армянские архитекторы — студия SNKH из Еревана. Архитектура их проекта вдохновляется традициями кочевых народов, им кажется, что pop-up это в принципе современное кочевничество. Мы поговорили с архитекторами о новых и старых кочевниках, отличиях временной и постоянной архитектуры, и тонкостях дистанционного строительства.
Ашот Снхчян архитектор SNKH
Армине Снхчян архитектор SNKH
В чем специфика работы с временным архитектурным объектом?
Армине: В плане работы разницы нет, но процесс и логика разработки самой концепции временного объекта для нас очень отличается. Мы всегда принимаем временность проекта как преимущество, можно больше экспериментировать и применять приемы неприемлемые в случае «постоянных» построек.
Вы используете множество отсылок к мировой архитектуре — проект кажется концептуально очень собранным и важным. Есть ли какое-то разочарование от того, что объект живет заведомо короткий срок?
Ашот: Временная архитектура ни в коем случае не должна быть менее важной. В истории архитектуры есть множество примеров, когда временные постройки оставляли след и запоминались. Самые важные из них были возведены для Всемирных выставок: павильон Phillips по проекту Ле Корбюзье ‘58-ого года, геодезический купол Бакминстера Фуллера, главный павильон Экспо ‘70 по проекту Кендзо Танге... Из более современных примеров можно отметить летний павильон Serpentine Gallery в Лондоне, который каждый год создают звезды мировой архитектуры —- от Захи Хадид до более «камерных» бюро и мене известных архитекторов, например, Сельгас Кано (SelgasCano), чьи работы, кстати, нас очень вдохновляют.
Конечно же мы не претендуем на такое признание, но искренне надеемся, что Garage Screen 2020 запомнят.
Как родилась концепция? Почему выбрали тему кочевников?
Армине: Нам кажется, что с точки зрения архитектуры, временное — синоним кочевого. Сегодня постройка есть, а завтра ее нет, либо она есть, но уже на другой локации. У кочевой архитектуры не должно быть жестких барьеров и стен как конструктивных элементов. Стена — признак оседлости. Это было основополагающей идеей, поэтому мы решили создать мембранный павильон с ярко выраженной наружной конструкцией, которая полностью сборная.
Современные кочевники ищут новые формы в ландшафте городов или им нравится унификация? Почему мегаполисы становятся похожими друг на друга?
Ашот: Не думаю, что кому-нибудь нравится тотальная унификация. А мегаполисы становятся похожими друг на друга из-за глобализации, но это отнюдь не катастрофа, ведь Римская империя тоже создала своего рода глобализацию. Эллинизм тоже можно считать глобализацией, все мировые религии привели к культурной глобализации, так что не нужно этого бояться, а наоборот — черпать вдохновение и создавать уникальные вещи.
Чем Garage Screen отличается от других подобных площадок?
Ашот: Мне кажется Garage Screen уникален. Во-первых, не уверен, что, даже в таком мегаполисе как Москва, много площадок, где показывают кино такого уровня. Во-вторых, Garage Screen при участии КБ Стрелка, дают уникальную возможность молодым архитекторам реализовать свои идеи. Нам кажется, что у этого конкурса есть потенциал стать чем-то вроде павильона Серпантин, но для молодых архитекторов.
Строительство павильона вели дистанционно — какие есть нюансы в такой работе? Каким был этот опыт для вашего бюро?
Армине: Это был совершенно новый и очень сложный опыт. У нас не было опыта работы над подобными проектами, что вдвойне усложняло нашу задачу. Работы велись с 1 марта по 1 августа (с остановкой на карантин). В процессе реализации мы участвовали практически каждый день, но из-за пандемии, это было виртуальное участие. За всем процессом мы следили через видеозвонки, подробные фотоотчеты, присланные схемы и множество звонков и видеоконференций. Мы очень благодарны всей команде, которая работала над реализацией проекта.
Сам павильон как-то адаптировали или меняли в связи с новыми правилами?
Ашот: У нашего проекта изначально были преимущества, которые оказались очень кстати в период пандемии. В павильоне предусмотрено 4 входа и выхода, что позволит распределять потоки. За счет особенностей конструкции и натяжения мембраны мы обеспечили естественную вентиляцию кинотеатра. В зал постоянно поступает свежий воздух. Единственное, что пришлось менять — это схема рассадки. Изначально кинотеатр был рассчитан на 450 зрителей, но в этих условиях число сократилось вдвое.
Насколько важно сейчас соблюдать какие-то особые правила в архитектурной разметке общественных сооружений? Это временный эффект или мы действительно пересматриваем правила взаимодействия?
Армине: Я очень надеюсь, что это временно! Да, многое придется пересмотреть и переосмыслить, но очень надеюсь, что мы все перестанем панически бояться скопления людей, снимем маски и вернемся к нормальной жизни.
Что сегодня важно для зрителя кинотеатра? Что нужно учитывать, когда проектируешь зал?
Армине: Комфорт, хорошая акустика, качество изображения и хорошая атмосфера. В принципе требования зрителя не изменились за последние сто лет. В любом кинотеатре само кино должно быть на первом плане. Архитектура должна создавать хороший антураж.