Шамсудин Керимов: «Один из ключевых принципов философии Kerimov Architects — улучшать окружающие нас пространства»
Проекты московского бюро Kerimov Architects известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Red Dot Design Concept Award, WAF 2024, Architizer A+ Awards, Kyoto Global Design Awards, The PLAN Award, IDA Design Awards — это лишь часть международных наград, которыми отмечены работы команды. Редакция Design Mate поговорила с главным архитектором и сооснователем Kerimov Architects Шамсудином Керимовым о том, как создаются непохожие друг на друга концепции, в чем секрет признания проектов мировым профессиональным сообществом и почему важно не отказываться от небольших заказов.
Шамсудин, расскажите про ваш путь в профессии и важных этапах развития бюро.
Мой путь в профессии начался в период обучения в МАРХи. Еще до окончания института в 2011 году я уже немного занимался самостоятельной практикой и участвовал в передачах «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ».
До 2014 года я был архитектором-фрилансером с периодически появляющимися заказами. В 2014 году ко мне присоединилась Екатерина (Екатерина Кудинова — сооснователь Kerimov Architects, прим. ред.), и мы начали работать вместе. Появились стабильные заказы сначала на интерьеры, а через несколько лет — и на архитектуру. Примерно в 2018-2019 годах случился момент трансформации в полноценное бюро c ростом масштаба и количества проектов, появлением публикаций, побед в конкурсах.
Вы называете свой подход к созданию архитектуры «нестандартным». В чем именно это выражается? На чем основан ваш метод и как он эволюционировал со временем?
Мы называем свой подход бутиковым или нестандартизированным. Абсолютно каждый проект мы создаем с чистого листа. У нас нет никаких шаблонных приемов или конвейерных решений. Наш подход, скорее, художественный.
Как нет в мире двух одинаковых людей, так и нет двух одинаковых проектов в нашем портфолио.
Проект Hidden House в Лагуше, Португалия, Kerimov Architects. Победитель Red Dot Design Concept Award, Rethinking The Future Award, International Architecture & Design Awards, Design Skill Awards, IDA Design Awards, Kyoto Global Design Awards, «Архновация» 2023, финалист WAF 2024, Architizer A+Awards, LICC, The PLAN Award
Наш метод основан на индивидуальности, на построении от функции к форме, а уже форма задает архитектуру. Сначала мы находим красивое описание необходимой функции, а затем придаем ей архитектурный силуэт. Эволюция нашего подхода происходит постоянно, потому что для нас каждый новый проект — это шаг вперед.
Проект Cozy House в Репино, Ленинградская область, Kerimov Architects. Лауреат Architecture MasterPrize 2021
Как вы в Kerimov Architects выстраиваете работу над каждым проектом, как распределяете роли и задачи между вами, сооснователем и командой?
Каждый проект мы начинаем с командного обсуждения, дискутируем над поставленной задачей, обдумываем. Затем у нас проходит мини-презентация каждой идеи. В формате дискуссии мы выбираем наиболее сильные идеи, которые можно дальше развивать.
Конечно, я, как руководитель, привношу в каждую версию свое видение, потому что основной тон проектам бюро все еще задаю я.
В каждом проекте я полноценно участвую, но если вижу, что какая-то из идей, предложенная участником команды, более интересная, и я не посмотрел на решение задачи с такой, более правильной, точки зрения, то мы берем эту идею в дальнейшую разработку. В какой-то степени у нас в бюро меритократия.
Команда Kerimov Architects
На ваш взгляд, насколько архитектору важно определить для себя свой узнаваемый стиль и двигаться в рамках него? Есть ли он у вас?
Стиль — это же как почерк: у каждого человека он свой. Среди архитекторов есть художники, которые создают, а есть художники, которые находятся в тренде. По прошествии лет могу сказать, что я — архитектор, который создает. Есть трендовые вещи, а есть — иные, вечные. Любой тренд проходит, у него есть периоды подъема и упадка.
Сейчас в портфолио бюро можно найти множество проектов, реализованных за рубежом. Помните ли вы свой первый проект вне России? Что стало для вас самым главным открытием?
Первым проектом вне России был конкурс на реконструкцию сгоревшего здания архитектурного факультета TU Delft в Нидерландах. Мы не заняли первое место, но проект вошел в шорт-лист лучших концепций и был опубликован в специальном издании.
Концепция реконструкции сгоревшего здания архитектурного факультета TU Delft, Kerimov Architects
Главным открытием для меня стало то, что чистота идеи легко воспринимается за рубежом. Там ты можешь показать свое мастерство, свои работы. За рубежом очень высоко ценятся профессионалы. Никто не смотрит на то, кто ты или откуда, все смотрят исключительно на результат, который ты выдаешь. И это очень ценно и здорово.
Один из ключевых принципов философии вашей практики — «каждому месту – своя архитектура». На какие особенности локального контекста вы обращаете внимание в первую очередь, начиная проект?
В первую очередь мы обращаем внимание на природную составляющую. На то, что постройку будет окружать, и как она будет менять локацию, когда будет реализована. Лично мне очень важно, чтобы архитектура ни в коем случае не вносила дисбаланс. Даже если это коттеджный поселок, в котором уже заложен какой-то стиль, новый объект должен благоприятно влиять на окружающих.
Проект Weightless House в Репино, Kerimov Architects. Победитель A’Design Award 2021
Я вспомнил забавный случай, когда в далеком 2013 году мы делали интерьер дома и еще консультировали клиентов по ландшафту и благоустройству. Так получилось, что только у дома наших клиентов был облагорожен участок за пределами забора. И соседи стали ставить его в пример и постепенно тоже начали приводить свои участки в порядок.
Один из ключевых принципов философии Kerimov Architects — улучшать окружающие нас пространства, потому что они показывают людям, как может быть, и дают им точки роста.
Помимо более четкой регламентации процессов, ограничений и т.д., наблюдаете ли вы какие-то явные различия относительно эстетических предпочтений, использования материалов в разных странах?
Скорее, нет. Но есть различия с точки зрения использования технологий строительства, например, в Португалии. То, что для нас уже считается привычной нормой, для других стран может быть высшим пилотажем. Или то, что для них считается невероятно крутым, для нас—– это технология среднего качества. В этом заключается, пожалуй, сложность взаимодействия, потому что они более закрытые и к инновациям в какой-то степени не готовы.
Вилла Carvoeiro в Португалии, Kerimov Architects. Лауреат Design Skill Awards 2023 и номинант International European Property Awards
Не могли бы вы рассказать о вашем самом сложном проекте? Как вы решали возникающие трудности?
Как бы странно это ни звучало, но самый сложный проект — квартира в ЖК «Садовые кварталы», реализованная в 2017 году. Сложности были не проектные, а в подрядчиках, в коммуникации и решении возникающих проблем всеми возможными способами. Этот случай очень запомнился и дал урок на будущее: не нужно слепо доверять рекомендациям и «репутации» тех, кого тебе рекомендуют.
Один из ваших недавних проектов – Hidden House – завоевал множество международных наград. Как вам кажется, в чем секрет такого признания среди профессионального сообщества? Расскажите об особенностях и уникальности этого проекта.
Hidden House — это очень честный проект, потому что заказчик позволил нам сделать архитектуру такой, какой мы ее видим для этого места. Здесь была максимальная свобода мысли и творчества, но при этом мы делали и делаем все в рамках закона, потому что в Португалии муниципалитет накладывает очень сложные ограничения.
Проект Hidden House в Лагуше, Португалия, Kerimov Architects
Когда-то я читал биографию Эдриана Ньюи, который считается одним из гениальнейших инженеров в спортивном автомобилестроении, и он писал, что все новые правила, которые создает FIA (международная федерация автоспорта), так написаны, что в них нужно находить лазейки, благодаря которым получаются гениальные инженерные решения. И, наверное, благодаря тому, что в Португалии очень сложный регламент, мы нашли лазейки, которые позволили нам сделать такую архитектуру.
Есть проекты девелопера, проекты заказчика, потому что ты всегда в каких-то рамках, которые необходимо соблюдать. Hidden House — это именно проект архитектора. Он до сих пор получает награды и признание.
И я очень рад, что моя работа ценится коллегами из мирового архитектурного сообщества. Это говорит о том, что я все делаю правильно.
Какой, на ваш взгляд, должна быть хорошая архитектура?
Хорошая архитектура должна быть честной, уникальной и неповторимой, уважающей среду, в которой она находится. Когда архитектор садится за чертежную доску, эскиз или компьютер, он создает что-то новое, чего до этого никогда не было.
Многофункциональный культурный центр в Буэнос-Айресе, Аргентина. Проект вошел в шорт-лист LICC 2023
Что бы вы посоветовали архитекторам, которые стремятся выйти на международный рынок?
Будьте собой. Будьте готовы к тому, что придется изучать множество международных правил, норм, потому что у нас в России достаточно много свободы в плане интерпретаций архитектурных жестов. А там — много регламентаций, которые нужно соблюдать. И здесь на самом деле возникает парадокс: сравнивая уровень подготовки здесь и там, могу сказать, что у нас более сильная школа с технической точки зрения, но с точки зрения художественного языка мы немного отстаем.
Есть ли еще какие-то типологии проектов, с которыми вам хотелось бы поработать в будущем?
Объективно мне бы хотелось поработать со всеми типологиями. Спортивные сооружения, SPA и отели, научный кампус и т.д. Я считаю, что профессия архитектора уникальна, потому что ты можешь творить в разных типологиях. Есть коллеги, которые, занимаясь большой архитектурой, отказываются от небольших заказов, потому что им это уже не интересно. Мне все интересно. Например, сейчас к нам пришел заказ на маленький дом — 50 кв. м. Наверное, многие бы, кто, как и мы, обычно проектируют дома от 1000 кв. м, сказали бы, что это уже не интересно. Это не так. Это новый опыт, новые задачи. Так у тебя не черствеют мозги. Ты каждую задачу решаешь по-разному. Иногда маленькая задача может дать большие результаты.
Над чем вы работаете сейчас? Расскажите о ближайших планах бюро.
Сейчас у нас в работе несколько вилл, интерьеры. В данный момент мы участвуем в закрытом конкурсе на одно спортивное сооружение. Также мы начали разработку гостиничного комплекса. В ближайших планах — больше появляться в профессиональной медийной повестке, потому что пришло время говорить о своих достижениях. Мне всегда казалось, что, прежде чем о чем-то говорить, чему-то учить, нужно сначала чего-то достичь. На данный момент мы уже набрали определенный вес, получили хорошие результаты и сформировали сильные компетенции во многих вопросах, которыми готовы делиться.