Гаэтано Пеше: дизайн как возможность для размышления
8 ноября отмечает день рождения Гаэтано Пеше — дизайнер и архитектор, который создает историю современного итальянского дизайна и не перестает удивлять своими яркими объектами. Накануне знаковой даты в Шэньчжэне открылась масштабная ретроспектива Gaetano Pesce: Nobody’s Perfect, которая стала первой персональной выставкой дизайнера в Азии. Вспоминаем путь итальянского классика и погружаемся во вселенную Пеше, где никто не идеален.
Гаэтано Пеше определяет дизайн гораздо шире, чем просто проект или объект эстетики. Для итальянского архитектора дизайн — это все, что нас окружает, а также все действия, которые ежедневно совершает человек. Один из самых ярких представителей современного итальянского дизайна родился в 1939 году в городе Специя. Изучив архитектуру в Венецианском университете, в течение пяти лет Пеше был участником арт-группы Gruppo N. Преподавал архитектуру в известных международных университетах и до сих пор выступает с лекциями для студентов по всему миру, от Америки до Европы.
Свой путь в промышленном дизайне Пеше начал в 1960-х годах, когда занялся проектированием мебели для компаний с мировым именем — Cassina, B&B Italia, Venini, Meritalia и других. Выпустив культовое кресло Up 5 для C&B Italia (сейчас бренд называется B&B Italia), Пеше получил всемирную известность, а сам предмет остается легендарным дизайн-объектом и вдохновляет авторов по сей день.
Выставка Gaetano Pesce: Nobody’s Perfect в Шэньчжэне
Объекты Пеше представлены в постоянных коллекциях музеев и в галереях по всему миру, а его архитектурные проекты можно встретить в США, Европе, Латинской Америке и Азии. Несмотря на более 60 лет в индустрии, метод и техники итальянского архитектора постоянно развиваются, а его узнаваемый эмоциональный дизайн не теряет актуальности и сегодня.
Метод
Подобно одной из знаковых серий мебели Пеше, стульям Nobody’s Perfect, дизайны итальянского мастера не идеальны. Наоборот — они живые, динамичные, обладающие индивидуальным характером и несовершенствами, которые и делают их уникальными. Для Пеше нет границ между искусством, дизайном и архитектурой. В его коллекциях три дисциплины слились воедино, поэтому творения дизайнера привносят элемент арта и эмоций в любое пространство. Дизайн-вселенная Пеше — это яркие, насыщенные цвета, инновационное применение привычных материалов и скульптурные формы, которые ни с чем не перепутаешь.
Дизайн должен быть чем-то большим, чем создание утилитарного объекта или пространства. Будущее дизайна заключается в умении выразить, что мы чувствуем. Если предмет имеет не просто функцию, но также обогащен политической, культурной или социальной составляющей, то он становится более полезным для мира. Можно сделать обычный стул, а можно создать объект, который заставляет поразмышлять, задуматься, вызывает определенные эмоции.
Проекты
Кресло Up 5, 1969
Рекламная кампания кресла Up 5
Одну из своих первых культовых моделей Пеше создал в 1969 году. Кресло Up 5 (La Mamma) имело политическую и социальную подоплеку и транслировала смелые идеи для своего времени. Дизайнер взял за основу образ богини плодородия, поэтому кресло напоминает формы женского тела. Как отмечал сам Пеше, он стремился выразить идею того, что женщина часто находится в плену у самой себя — своих стереотипов, страхов и предрассудков. Эта мысль нашла отражение в мячике-пуфе, который был прикреплен к креслу с помощью троса. Помимо смелой идеи, объект удивил и своей технологией. Кресло было изготовлено из полиуретана и упаковано с помощью вакуума, поэтому для отправки предмет превращался в компактный брикет, а при открытии упаковки становился полноценным креслом.
Впоследствии легендарная модель была перевыпущена в нескольких вариантах — например, Up 2000 и Up Junior, а спустя 50 лет компания B&B Italia создала модель Up 50 в новой полосатой бежево-зеленой обивке.
Кресло Up 50, выпущенное в честь 50-летия модели
Ярким моментом в истории модели стала инсталляция, созданная Пеше в 2019 году на миланской Площади Дуомо. Гигантское кресло, в которое воткнули булавки, было окрашено в бежевый цвет и вновь вызвало различные интерпретации той идеи, которую хотел передать автор.
Инсталляция на Площади Дуомо в Милане. Фото: Matteo Piazza
Crosby Chair, 1998
Стул был назван в честь нью-йоркской мастерской Пеше, расположенной на Crosby Street. Дизайнер создал две версии Crosby Chair — полноразмерную и детскую. Обе вариации стали подтверждением любви Пеше к яркому дизайну и символической ценности мебели. На спинке и сиденье стула были созданы два лица — одно улыбающееся и другое, расположенное в профиль. Каждый предмет был изготовлен вручную из одного листа гибкой полиуретановой смолы, которая была вылита в специальную форму. Сейчас полноразмерная версия Crosby Chair находится в постоянной коллекции Музея Виктории и Альберта.
Стулья Nobody’s Perfect, 2002
Серия стульев Nobody’s Perfect была впервые создана дизайнером в 2002 году. Модель иллюстрировала идею Пеше о том, что не существует уродливых вещей, но в то же время не существует и совершенства, а любой мастер может допустить ошибку. Стулья имели игривый дизайн, неровные формы и были сделаны из синтетических смол — благодаря такому выбору материала все модели отличались разной окраской и сочетанием цветов.
Диван Il Guillare, 2012
Еще одно яркое творение Пеше, которое в полной мере отражает его концепцию эмоционального дизайна — это диван Il Guillare, созданный для бренда Meritalia. Предмет выполнен в виде шутовских колпаков разного цвета и разделен на модули, а между собой секции соединяются с помощью застежек-молний. Главный акцент предмета, колпаки, служат не только декоративными элементами, но и функциональными — они формируют спинку дивана и могут менять положение, трансформируясь в комфортные подушки.
Проект Sessantuna, 2010
Специально для компании Cassina, с которой Пеше сотрудничает на протяжении многих лет, дизайнер разработал проект, посвященный 150-летию объединения Италии. Коллекция Sessantuna представляет собой 61 стол асимметричной формы, которые вместе создают силуэт страны. Национальный мотив подчеркивается и выбором цвета — предметы имеют бело-красно-зеленую расцветку, подобно итальянскому флагу.
В 2010 году на торгах аукционного дома Phillips было продано пять столов из юбилейной серии.