Фред Кент: «Плейсмейкинг – это не про дизайн, он про людей»
В основе плейсмейкинга лежит идея, что общественные пространства города принадлежат его жителям или, по крайней мере, должны. О том, как создать место, где люди захотят проводить время, и объяснить чиновникам принципы работы успешного общественного пространства, в начале августа в институте «Стрелка» в Москве рассказывал основатель агентства Project for Public Spaces Фред Кент. Мы расспросили Фреда о том, комфортно ли ему в Москве и способно ли отсутствие машин сделать город лучше.
В чем именно заключается ваша работа?
Мы работаем с комьюнити: люди сами должны определить свое будущее через места, в которых они проводят время. Мы общаемся с людьми и понимаем, что в их жизни пустота. Нельзя всю свою жизнь провести в квартире, мы все должны жить в публичных пространствах, это делает нашу жизнь лучше.
Из чего складывается плейсмейкинг, в чем его отличия от проектирования городской среды?
Урбанистический дизайн — это навык. Плейсмейкинг — это организатор комьюнити. Это две совсем разные вещи. Плейсмейкинг – это не про дизайн, он про людей.
Какие проекты для вас являются примером хорошего плейсмейкинга?
Мы сделали много хороших проектов, но реконструкция Таймс-сквер, – наверное, самый известный. Мы помогли превратить это место в главную городскую площадь.
Фред Кент в Москве, фото: Дмитрий Кириллов
В Москве вам комфортно? Как думаете, этот город принадлежит жителям?
Я чувствую себя тут в безопасности (в плане преступности), но не чувствую себя комфортно из-за очень высокого трафика. У вас здесь нужно быть крайне осторожным, потому что машины едут слишком быстро. В Нью-Йорке максимальная скорость в городе – 20-25 миль/час (примерно 35 км/ч – примеч. редактора). У вас даже по Москве-реке – огромный трафик, в том же Париже нет такого потока.
Жители в плейсмейкинге – это главное, но большинство из них – не архитекторы и не урбанисты, разве они могут знать, каким должен быть город?
Да, но мы можем показать им, что такое хороший, удобный город с точки зрения плейсмейкинга, как он работает. Мы можем показать, как ведут себя люди в удобных публичных местах – насколько это комфортнее и лучше для жизни. Люди мгновенно это считывают: они хотят, чтобы место давало им опору.
В рамках своей работы вы изучали видео с камер наблюдения, смотрели, как люди ведут себя в общественных местах. Какие главные открытия вы сделали?
Люди любят общаться с другими людьми. Им нравится чувствовать себя свободно, знакомиться. Им нравится смотреть в глаза друг другу. Когда им спокойно, они смотрят в глаза, во враждебном месте они опускают голову вниз.
Может ли хорошее публичное место уменьшить количество преступлений?
Преступления — это результат изолированности и одиночества.
Фред Кент в Москве, фото: Дмитрий Кириллов
Какие тенденции городского планирования сейчас существуют?
Плейсмейкинг сейчас ищет способ изменить в будущем много городов сразу. Но это не дизайн-процесс, это общественный процесс. Пока общество не будет готово вместе менять пространство, мы ничего не сможем сделать.
Отсутствие машин в городах сделало бы нашу жизнь лучше?
Если убрать из Москвы все машины, в городе появится в два раза больше людей. Чем больше машин мы уберем, тем больше будет места для людей, больше счастливых жителей. Еще можно сделать парковку в центре платной – это тоже ограничит количество машин.
От чего еще нам нужно избавиться, чтобы наши города стали комфортнее и приятнее?
Все дело в улицах. Примерно 20% центра Москвы занято улицами. Необходимо делать их более комфортными: чтобы людям было комфортно, на улицах должно быть больше скамеек, деревьев.
Фото на обложке: Project for Public Spaces.
Благодарим за помощь в организации интервью институт «Стрелка».