Ироничное барокко Ферруччо Лавиани
Итальянец Ферруччо Лавиани работал арт-директором и дизайнером в Kartell, оформлял витрины для Dolce&Gabbana и сделал комоды-головоломки для Emmemobili. 10-13 октября он приедет в Москву и выступит на Salone del Mobile.Milano Moscow с мастер-классом. У дизайнера действительно есть, чему поучиться. Например, в 2004 году спроектировал для Kartell лампу Bourgie, которая в момент стала культовой. В этом материале рассказываем о других заслугах дизайнера.
Идеолог визуальных фантомов в дизайне и первоклассный мастер сценографии Ферруччо Лавиани родился в 1960 году в Кремоне. Этот маленький городок находится в Ломбардии и известен, в первую очередь, как родина мастеров скрипичного дела: Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Николо Амати. Вот и Лавиани чуть было не стал делать скрипки: в 1978 году он даже защитил диплом в местной школе, как мастер смычковых инструментов и обработки древесины. Продолжать образование 18-летний юноша решил в столице и поступил в миланский Политех на факультет архитектуры. Основную учебу Лавиани совмещал с уроками в частной школе дизайна при Политехе, и уже в 23 года получил работу у Микеле Де Лукки, одного из ключевых идеологов движения Мемфис. «Это было очень круто – сразу после института попасть к такому мэтру», – будет вспоминать потом Ферруччо.
В середине карьеры дизайнер не раз будет обращаться к эстетике Мемфиса.
Три года спустя, в 1986 году, дизайнер становится соучредителем студии, а в 1991 решает открыть собственное бюро. Тогда же он начинает заниматься выставочной сценографией – по этим проектам дизайнера скоро начинают узнавать по всему миру. Все началось с Kartell. Сначала Лавиани выиграл тендер на создание стенда для компании, а потом стал руководителем их отдела художественного оформления – это сотрудничество с Kartell продолжается до сих пор. Дизайнер проектировал выставочные стенды бренда на выставках в Милане, Париже и Кельне и оформлял магазины Kartell, а это больше сотни шоу-румов по всему миру. Каждый такой проект – яркая и запоминающаяся арт-инсталляция, продуманная до мелочей. Для этих проектов Лавиани даже придумал фирменные атрибуты, из которых теперь складывается визуальный образ компании: прозрачные стеклянные полки по стенам и квадратные напольные платформы из белого стекла, подсвеченные снизу.
Витрина магазина Kartell в Лондоне, оформленная Ферруччо Лавиани
Параллельно Лавиани был арт-директором Flos, De Padova, Foscarini, Moroso, Society (Limonta) и Emmemobili, проектировал жилые объекты для частных клиентов и шоу-румы модных брендов. Сицилийцы Доменико Дольче и Стефано Габбана – давние друзья Ферруччо Лавиани, и он сделал для них немало проектов. Дизайнер проектировал фешенебельный бар Martini и миланскую штаб-квартиру бренда, оформлял многочисленные шоу-румы марки не только в Милане, но и, например, на 5-й авеню в Нью-Йорке. И хотя Лавиани не любит, когда кто-то описывает его стиль, как барокко, он тут же добавляет: «Барокко – это ДНК марки Dolce & Gabana, и я бы, наверное, никогда не стал использовать золото, если бы не работа с этими ребятами». Добавим, что знаменитая лампа Bourgie уж точно бы не появилась.
Бутик Dolce & Gabana по проекту Ферруччо Лавиани
В 2008 году в выставочном центре Metropol D&G в Милане выставляли светильники, придуманные дизайнером для Kartell. Два светильника из этой коллекции – Bourgie и Take – стали частью постоянной экспозиции Художественного музея в Индианаполисе (США). Bourgie – тот предмет, по которому дизайнера узнают во всем мире, как ни крути, тоже сделан в стиле барокко, но Лавиани не был бы собой, если бы ограничился только этим. «Моя идея заключалась в том, чтобы совместить в одном проекте высокий стиль барокко и массовое китайское производство, – рассказывал Ферруччо в интервью The New Times. – Поэтому я сделал этот светильник из пластика: это как будто бы китайский продукт, но сделанный в Италии». Вышло куда более иронично, чем просто барокко.
Лампа Bourgie, Ферруччо лавиани для Kartell
В 2015 году он дизайнер разработал новую концепцию музея компании Kartell в Новильо, доработав проект внутренних помещений, начатый в 1999 году и выигравший в 2000 г. Премию Гуггенхейма «Компания & Культура», как лучший корпоративный музей. А год спустя начал сотрудничество с компанией Bisazza, для которой придумал «мозаичные» комоды-головоломки – они появились на страницах всех ведущих профессиональных СМИ. «Я люблю работать с деревом, мне нравится материал, который так сильно отличается от пластика», – рассказывал об этом проекте дизайнер.
Ферруччо Лавиани – совершенно непубличный человек, он не любит давать интервью и не стремиться «мелькать» в прессе. Мастер-класс дизайнера на iSaloni в Москве – редкий шанс увидеть дизайнера в профессиональной среде.