Основательницы FChairs: «За эти четыре года где мы только не продавали свои “гребаные” стулья!»
«Гребаные стулья», или FChairs — проект, придуманный как распродажа мебели из закрывающихся в кризис ресторанов. За четыре года существования он разросся в полноценное комьюнити с мероприятиями, благотворительным элементом и новыми направлениями развития. Об истории и планах мы расспросили основательниц проекта, ресторанных обозревательниц Катю Калину и Олю Овчарову. Интервью для Design Mate записала журналист и PR-консультант Саша Сутормина.
Саша Сутормина журналист и PR-консультант
В последнее время Саша не на шутку заинтересовалась всем, что связано с дизайном интерьера и предметным дизайном, и обещает радовать нас регулярными интервью с теми, кто строит и украшает московские рестораны, да и не только их.
Как и когда все началось?
Началась история в разгар кризиса: рестораны закрывались пачками, а мебель, купленная для них за бешеные деньги, отправлялась в никуда. Мы решили взять ее судьбу в свои руки.
Сначала думали продавать все по старинке, через сайт, но быстро поняли, что это слишком скучно. Нам хотелось драйва и веселой колбасни. Так возник формат гараж-сейлов с классной музыкой, где не возбраняется подраться за диван, а свежекупленный стул можно тут же «обмыть» игристым.
Сколько сейлов вы провели за эти годы и сколько объектов продали? Это, правда, большой объем?
Нам скоро исполнится четыре года (проект был запущен в феврале 2015-го), а сейлы мы обычно проводим раз в месяц. Иногда случается что и пару раз, но такое бывает редко: чтобы подготовить мероприятие, требуется немало труда. Вот и считайте: получатся примерно 47 сейлов. С количеством проданных вещей немного сложнее. В релизе мы пишем: «878 диванов, 745 кресел, 989 стульев, 678 столов нашли с нашей помощью новый дом». Но, конечно, точно никто не считал. Да и релиз мы писали давно. На самом деле, может, миллион? Было бы неплохо отпраздновать такую красивую круглую цифру!
Есть ли такая площадка, на которой вы хотели бы сделать распродажу, но пока не получилось?
Мы открыты любым, даже самым безумным предложениям. Устроиться со стульями на Красной площади? Полететь с диванами в космос? Легко! Главное, чтобы было подходящее пространство для маневра и хватило бы места всем нашим стульям и всем нашим гостям. Идеальный вариант — тысяча квадратных метров, но можно и больше. За эти четыре года где мы только не продавали свои «гребаные» стулья! Были и в картинной галерее MSK Eastside Gallery, и на всех актуальных московских рынках 2.0 (от Усачевского до Центрального), и на дизайн-заводе «Флакон», и в «Аптекарском огороде», и в «Дизайн Молле» (даже несколько веселых раз!), и в пафосном салоне Ralph Lauren, и на Бадаевском заводе, и на ресторанных стройках. Да, мы стали теми счастливчиками, кто еще до открытия побывал в самых модных сейчас московских заведениях — «Магадане» Аркадия Новикова и в «Горыныче» Бориса Зарькова и Ильи Тютенкова. Было бы интересно, наверное, провести сейл на «Хлебозаводе» или, скажем, на маркете «Депо», который вот-вот откроют на Лесной.
Но знаете что? В последнее время нам даже не приходится искать площадки! К нам приходят на сейлы, офигевают от происходящего и сами к себе зовут. И здесь есть один важный момент: «расплачиваемся» за площадку мы не деньгами. Вместо денег (что куда важнее) мы приводим многотысячную платежеспособную целевую аудиторию, а это, как ни крути, очень серьезный актив, который мы очень ценим.
Кто ваш покупатель?
Наш покупатель такой же, как и мы: любопытный, читающий, путешествующий, обязательно с чувством юмора. Это человек, который хочет сделать свою жизнь ярче и лучше, начав в себя. Поэтому для него очень важна осознанность: зачем рубить новые деревья, чтобы сделать новый стол, если можно купить стол отреставрированный? Зачем покупать собаку, если можно взять из приюта? Зачем выбрасывать ненужные вещи, если можно пожертвовать их на благотворительность и сделать их кому-то нужными? Мы даем старой мебели вторую жизнь, как бы пафосно это ни звучало, и рассказываем историю каждого стула. Отчего ценность его только возрастает — ценность, но не цена.
Раньше вы продавали только мебель из закрывшихся ресторанов, а сейчас есть и новое, и настоящий антиквариат. Как идет «расширение портфеля»?
Мы в любом случае верны изначальной концепции и продолжаем неустанно следить за ресторанными закрытиями — в конце концов, мы по долгу журналистской профессии получаем такую информацию самыми первыми. Но мы следим не только за закрытиями. Ресторан затеял ремонт (включая легкий косметический)? Будем ждать от него звонка! Вдруг ему захочется поменять не только цвет стен, но и стулья. Мы занимаемся и реставрацией: иногда старые предметы мы превращаем в штучные арт-объекты, сообщая им новый, более современный смысл. Но, конечно, на распродажах FChairs сегодня есть и совершенно новая мебель, как правило, придуманная и созданная в России: столы, стулья, диваны, торшеры от молодых нераскрученных дизайнеров, с которыми мы обычно знакомимся на профильных выставках. Мы видим в этом важную созидательную миссию! Ребятам, которые создают несерийные вещи маленьким тиражом, сложно даже как следует протестировать то, что они придумали.
FChairs в этом смысле — отличная платформа для того, чтобы изучить спрос и получить обратную связь.
Как вы отбираете мебель для продажи?
Очень субъективно. Поскольку решающих мнений в нашем проекте всего два, каждый раз мы оцениваем, взвешиваем, торгуемся, спорим. Иногда убеждаем продавцов несколько месяцев подождать, потому что сейчас не сезон, например. Так часто бывает, например, с ротанговой или уличной мебелью. FChairs – клуб совершенно ручного управления, где любое движение — это борьба здравого смысла с азартом: сможем мы это продать или нет? А мы — очень азартные люди!
Какая средняя цена мебели на ваших распродажах?
Когда покупатели записываются к нам на сейл (а попасть к нам можно, только отправив запрос на страницу в Facebook или в директ в Instagram), каждый второй из них спрашивает, сколько брать с собой денег. Да, все знают, что мы очень демократичный проект, и что у нас за копейки можно купить вещи, которые стоили несколько тысяч долларов. Но сколько именно? Обычно мы отвечаем так: кресла от 2000-3000 до 25 000 рублей, стулья – от 300-500 рублей до 5000-6000, диваны от 4000-5000 тысяч до, максимум, 35 000 рублей. Причем верхняя планка — это цена за новые (и тоже очень классные) предметы. А еще у нас на сейлах можно торговаться, только тссс… никому не рассказывайте.
Какие самые ценные и самые необычные из проданных объектов вы можете вспомнить?
Любимый вопрос! И отвечать на него мы можем часами. Потому что мебель для нас — это ну прямо как дети – за каждого переживаешь. Найдет ли этот комод достойный путь в жизни, будут ли любить эту табуретки в новом доме так же, как мы? Иногда отпускать не хочется — хочется оставить рядом, чтобы заботиться дальше и любоваться самим. Тем более что наши сейлы — это всегда настоящий ларец с драгоценностями! Однажды на Даниловском рынке мы продавали кресла и диваны легендарной ливанской марки Bokja (обливаясь слезами, потому что не хотели расставаться с такой красотой), от закрывшегося Door 19 нам достались кожаные стулья Fendi (новые такие стоили бы $ 5 000, а мы отдавали их всего по 13 000 рублей), в The Most мы нашли бархатные красные кресла с позолотой (буквально — кресла из дворца ), на одном из которых наверняка сиживали Дерипаска, Земфира и прочие very important person, московские и не только. А еще была волшебная карусельная лошадь с Монмартра из Garden of Oldich и оттуда же — зеленые садовые столы с парижских барахалок: с одним из них Оля так и не смогла попрощаться, и он живет у нее дома, удачно мимикрировав под кофейный стол.
Как за эти несколько лет изменилось отношение к вам покупателей? Вообще, что изменилось?
Нам стали больше доверять, причем как владельцы мебели, которую мы берем на реализацию, так и покупатели. Нам дают больше прав в плане ценообразования, а зависшие предметы мы можем отправить, например, в хосписы или другие благотворительные проекты. Так было с мебелью из ресторанов Кирилла Гусева и братьев Васильчуков. И это, конечно, круто. Мы стараемся быть очень аккуратными в отчетах перед партнерами: в нашем деле это один из важных моментов, ведь бизнес построен на доверии. Со многими покупателями за эти годы мы сдружились не разлей вода. Ездим к ним в гости, переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками, реализуем совместные проекты. С художниками, которые создали мерч для FChairs – свитшоты и майки с яркими цирковыми принтами в модных тубусах – мы тоже познакомились у нас на сейле.
FChairs – это, прежде всего, клуб, куда входят люди близкие друг другу по духу, художественному вкусу и, нередко, материальному положению.
Ваша команда — кто это?
В команде FChairs сегодня около двадцати человек. Это удивительные люди, которые испытывают невероятный азарт, участвуя в наших мероприятиях в качестве продавцов. В основном это наши друзья: журналисты и пиарщики, которые засиделись в офисах и рвутся в поля – за живым общением, драйвом, адреналином. Сейлы проходят динамично и ярко: никто не стоит за прилавками, все пьют игристое, смеются, торгуются, ждут понижения почти как на фондовом рынке. На это, конечно, подсаживаешься. Плюс наши продавцы получают преференции в виде возможности купить что угодно без клубной наценки. И себе, и маме на дачу.
Никакой текучки у нас нет, потому что во главе проекта стоит идея, а не деньги. За все это время у нас даже грузчики не поменялись, настолько все кайфуют от того, что делают. У многих из них – простых ребят с периферии – дела пошли в гору, они нашли постоянную работу, обзавелись семьями. И сейчас просто грузчиками уже почти никто из них не подрабатывает. Наш проект для них исключение, и мы этим очень гордимся. В 2018-м у нас был даже первый «корпоратив», и мы в первый раз увидели наших ребят в пиджаках.
Франшиза, регионы или, может быть, собственный магазин — что будет с FChairs дальше?
В планах – создание собственной серийной линейки мебели, которая бы отличалась от масс-маркета стилистически и идейно. Для этого у нас есть мощности. Мы можем создавать мебель по доступной цене, да и понимание потребностей креативного класса, который в основном нас и покупает, мы тоже имеем.
Хотим плотнее работать с регионами и дружить с адекватными прогрессивными дизайнерами, которые бы не требовали от нас откатов за то, что приводят к нам своих клиентов или покупают у нас мебель. Нам кажется, это какой-то прошлый век и упадничество.
Еще в планах развитие в рамках FChairs проекта F*cking Arts – продажи недорогого тиражного искусства в комплектах с предметами мебели. Мы очень вдохновлены этой идеей и будем готовы протестировать ее уже в феврале-марте. Наши стулья в квартирах москвичей уже стоят, теперь мы хотим оформить их стены.
Ну и FCharity – как выяснилось, у нас неплохо получается заниматься сбором средств на разные благотворительные цели. Наши покупатели – осознанные люди, которые, как и мы, неравнодушны к судьбе бездомных животных. Косвенно через нас покупатели не один год помогали реабилитационному центру для трудных детей в городе Кашин. Тут очень важен момент доверия, и мы невероятно счастливы, что за пять лет существования FChairs мы его заслужили.