Эпатаж и стиль Фабио Новембре
Фабио Новембре – один из главных провокаторов в итальянском дизайне. Кресла HER & HIM для Casamania и кресло Jolly Roger для Gufram, cтол ORG для Cappellini и кресло Nemo для Driade – объекты эпатажного итальянца узнаются мгновенно и запоминаются навсегда. 10-13 октября, на Salone del Mobile.Milano Moscow в Москве, дизайнер расскажет о своей работе и подходе к творчеству, а мы рассказываем о том, что это за человек и чем он знаменит.
Фабио Новембре родился в 1966 году в итальянском Лечче, городе, известном во всем мире как одна из столиц барокко. Он был вторым ребенком в семье с четырьмя детьми, и с детства принимал все решения самостоятельно – родителям просто не доставало времени уследить за всей ребятней. Определяться с профессией тоже пришлось самому, и в 1984 году переехал в Милан, где поступил в Политех на архитектора. Потом дизайнер будет рассказывать, что это вышло почти случайно: он приехал навестить брата в Милан, город ему понравился, и он решил учиться именно здесь. Архитектуру выбрал как одну из самых гуманистических профессий, и к тому же довольно перспективную, поскольку именно из архитектуры рождались новые направления того времени, например, графический дизайн.
Получив диплом архитектора, Фабио решил переехать в Нью-Йорк. В 1992 году он поступил на курс кинорежиссуры при Нью-Йоркском университете, а через два года получил свой первый заказ в области дизайна: итальянский модельер Анна Молинари предложила ему оформить бутик ее бренда Blumarine сначала в Гонконге, а потом – в восторге от первого проекта, – еще и в Лондоне. Оба проекта получились вызывающе экспрессивными, гламурными и по-хорошему сумасшедшими (чего стоят только обрамляющие высокий дверной проем золотые женские ноги), и, получив первые положительные отклики, Фабио понял, что нашел себя. В том же году он вернулся в Милан и открыл собственное дизайнерское бюро. Сейчас в собственной краткой биографии, которая висит на сайте студии, Фабио говорит: «С 1966 года меня называют Фабио Новембре, а с 1992 года – еще и архитектор».
Работа началась, но в мире о Новембре почти не знали до тех пор, пока не начал создавать предметы для ведущих итальянских фабрик: Driade, Cappellini, Venini и Kartell. В 2001-м дизайнер пришел к Джулио Капеллини со столом Org. Это была сенсация. Столешницу из тонкого прозрачного стекла удерживали над землей несколько десятков красных шнуров-ножек – ничего подобного не делала тогда никто. Cappellini не только запустили предмет в производство, но и предложили дизайнеру сделать еще несколько модификаций, например, с круглой столешницей. Не меньший фурор произвела созданная в следующем году диванная система And. Представляя собой единую структуру, она закручивается, как спираль.
Удивительно, но уже первый крупный проект во многом определил авторский стиль дизайнера и выделил основные темы его творчества. Длинные и стройные, сложенные из блестящей золотой мозаики, женские ноги позже «трансформировались» и в другие части женского тела – именно его Новембре всегда называл своим главным вдохновителем. «Секс – основа всего», – говорит дизайнер в одном из интервью, и, глядя на его полные страсти проекты, едва ли можно в этом усомниться. Так, один из самых знаковых предметов дизайнера – кресла HER & HIM для Casamania (2008), пожалуй, одни из самых сексуальных предметов современного дизайна. В том же году, уже для Driade, дизайнер сделал лимитированную серию диванов Divina. Спинка была выполнена в виде женской фигуры.
К теме секса дизайнер возвращался неоднократно. Для интерьера Divina Disco в начале 2000-х Новембре сделал огромные копии живописных полотен с изображением обнаженных женских тел, а весной этого года сделал для экспозиции «Lasvit Monster Cabaret» стеклянного Витрувианского человека да Винчи с нескромной отсылкой к секс-игрушкам.
Тем удивительнее выглядят проекты Новембре другого толка. В прошлому году, например, дизайнер придумал для марки матрасов PerDormire коллекцию детских кроватей, вдохновленных сказаками. В волшебных историях о замках и зачарованных мирах он, надо думать, разбирается прекрасно: у дизайнера две дочки, 13 и 9 лет, и он живет в счастливом браке с женой, красавицей из Аргентины по имени Кандела. Имена дочкам Новембре придумал такие, чтобы они красиво сочетались с его так похожей на псевдоним, но все-таки настоящей фамилией. Младшую назвали Верде («Зеленая»), а старшую Челесте («Небесная») – Зеленый ноябрь и Небесный ноябрь. Во дворе их дома стоит «древо познания» с металлическим змеем-искусителем, который тянется к ветвям. «Не желаю быть изгнанным из рая за какое-то яблоко», – говорит дизайнер. В 2001 году он опубликовал антирелигиозный памфлет «Будь сам себе Мессией» – на обложке поставил свою фотографию, в образе Христа в венце из светильников. Человек, который с первых дней самостоятельной жизни рассчитывал только на себя и сейчас не стремится перекладывать ответственность на внешние силы.
Фото на обложке: Lorenzo Croce