Дирк ван дер Кой: дизайн как любовь к переработанным материалам
Основой для объектов нидерландского дизайнера Дирка ван дер Коя служат измельченные части холодильника, выброшенные компакт-диски и прозрачные футляры от них, кухонная техника и формы для выпечки. После переработки эти неожиданные материалы попадают в «руки» технологичных роботов, которые отвечают за узнаваемую эстетику, несовершенные формы и тактильность мебели Kooij.
Выпускник Академии дизайна в Эйндховене, Дирк ван дер Кой основал собственную студию в 2009 году. С самого начала дизайнер пытался менять привычные представления о пластике как о мусоре, демонстрируя ценные качества этого материала. Основные принципы объектов Kooij — это функциональность, долговечность и, что не менее важно, веселье. Последняя составляющая воплощается в постоянных экспериментах с материалами и процессами производства. Так, для создания своей первой серии предметов Elephant Skin дизайнер обжигал переработанные пластмассы, пока они не приобрели органическую и грубую, но в то же время гибкую текстуру, напоминающую кожу слона.
Страсть Дирка ван дер Коя к дизайну и ремеслу зародилась в детском возрасте — будучи подростком, он уже работал в небольшой столярной мастерской. Дизайнер постоянно что-то рисовал и изобретал, и даже спустя время он характеризует свою практику как профессию на стыке художника, изобретателя и предпринимателя. Еще до поступления в Академию дизайна он прошел курс деревообработки — обладая более традиционными представлениями о материалах, спустя время Дирк ван дер Кой был очарован пластиком и его возможностями в производстве мебели.
Дирк ван дер Кой со светильниками Helm. Фото: © Kooij
Со временем небольшая команда студии выросла до целого коллектива мастеров — плотников, сварщиков и колористов. Объединяя ремесло и современные технологии на своей амстердамской фабрике, им удается превращать отходы в функциональные и эстетичные предметы мебели. Знаковые объекты Kooij можно найти в постоянных коллекциях музеев MoMA в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Музее дизайна Vitra и Национальном музее современного искусства в Осло.
Метод
Дирк ван дер Кой нередко отмечает, что никогда не видел для себя возможности работать с первичными материалами. Универсальным выбором для дизайнера стал переработанный пластик — так, например, изготовленные из него столы представляют собой моноблок, который можно бесконечно шлифовать и полировать. Команда студии не использует в своих объектах лак или любые другие вещества для обработки поверхности. Кроме того, все изделия созданы из одного материала, поэтому их можно легко переработать в будущем.
Переработанный пластик так же прочен, долговечен и великолепен, как и многие первичные материалы. К тому же, он наполнен собственным, особенным повествованием.
Ваза Changing
Команда получает сырье – промышленные и бытовые пластиковые отходы – из Нидерландов, Германии и Франции. В ход идут как чистые материалы хорошего качества — например, переработанные окна, так и поддержанные элементы, которые представляют собой более сложные ресурсы. Дирку ван дер Кою близок лаконичный подход к дизайну, в котором нет ничего лишнего. Лучший декор для него — это необычная волнистая структура, которой позволяет добиться 3D-печать, а любимые материалы — честные и откровенные. Это сочетание становится залогом прочных, логичных и эстетских изделий.
Проекты
Светильник Sunflower
Светильник Sunflower – продолжение ранее созданной серии Fresnel – сочетает в себе асимметричные стальные «стебли» и «цветки», излучающие теплый мерцающий свет. Прозрачности элементов удалось добиться благодаря использованию в качестве материала переработанных окон, защитных стекол и форм для шоколада. Направление дисков, которые служат абажурами светильника, можно менять самостоятельно, выбирая нужный наклон.
Стул Chubby
Один из знаковых предметов Дирка ван дер Коя, стул Chubby, был создан в 2012 году. Его игривый дизайн и инопланетная форма — результат 3D-печати и ограничений робота, формирующего пластик. Дизайнер поэтично отмечает, что для создания Chubby понадобился один стандартный холодильник: изделие изготовлено из его переработанных элементов.
Скамейка Menhir
Основой для скамейки Menhir служат конгломератные плиты, созданные из прессованных прототипов и отходов производства. Состоящий из цельных элементов толщиной 4 см, предмет подходит для использования в течение многих лет. Необычный калейдоскопический рисунок, ставший знаковым не только для Menhir, но и для других изделий студии, воплощает узоры расплавленного пластика.
Светильник Helm
Все элементы шлемообразного светильника Helm были созданы командой студии в Амстердаме. Сферическая форма обеспечивает преломление кристаллического света, который, проходя через ее гофрированную текстуру, мягко распространяется в помещении.
Stopstool
Табурет Stopstool характеризуется спокойными оттенками — мягкими, землистыми и пастельными. Тестообразный переработанный пластик, сформировавший очертания предмета во время 3D-печати, отвечает за его нестандартную структуру. Табурет доступен в пяти разных оттенках, однако дизайнер предупреждает, что изделие лучше не использовать на открытом воздухе — со временем пигмент может потускнеть.
На обложке: Дирк ван дер Кой в собственной студии. Фото: Alex Dwyer.