Кристоф Делькур: «Дизайн как идея не существует, если ты не знаешь, как воплотить эту идею в жизнь»
Кристоф Делькур - парижский дизайнер, окруженный вниманием во Франции (дизайнер года по версии Maison & Objet 1999) и обласканный словами «гений», «талантливый самоучка», «перфекционист», «эстет» по всему миру - от Нью-Йорка до Шанхая. Кристоф создает лаконичный, чувственный и, конечно, коллекционный дизайн.
Ты ведь должен был быть актером, верно?
Я начинал в маркетинге, рекламе маленьких фильмов и театра. Это было частью моего образования.
Ты еще интересуешься кинематографом? Пытался когда-нибудь совместить кино и дизайн?
Я часто говорю, что в дизайне интерьера есть что-то кинематографичное: первый план, второй план, фон. Инсценировка - именно так я воспринимаю застывшее окружающее пространство. Это всегда было для меня важно.
Мне кажется, пространство в дизайне интерьера, в театре и в архитектуре - это, по сути, одно и то же.
Согласно легенде, молодой Делькур основал свою мастерскую в Марэ после того, как однажды помог знакомым ремесленникам в столярной мастерской - был очарован работой с деревом и бросил планы на актерскую карьеру. Его собственная маленькая мастерская появилась в 1990-е годы, позже по соседству открылся шоу-рум. Сегодня в мастерской трудятся молодые самородки, которым пока только предстоит наработать себе имя, а услугами Delcourt Collection пользуются такие мэтры как Франсуа Шампсор, Жан Пьер Тортиль, Тристан Оэр, Чарльз Калпакян. Каждый объект Delcourt Collection является отражением авторского подхода Делькура: изящного, тонкого, по-французски исключительного; как говорит сам автор - со временем в его коллекциях появилась свобода, выразительность и смелость, при том, что своей архитектурной строгости они не потеряли.
Правда ли то, что ты всему обучился на практике?
Да, я «селфмейд» дизайнер.
Какими навыками ты обладаешь?
По моему собственному мнению или по мнению окружающих? Конечно, себя сложно объективно оценивать. Вообще, это такая работа, в которой нужно обладать множеством различных навыков. Нужно уметь хорошо рисовать, конструировать, уметь понимать запросы клиента. Эта профессия требует совмещать целый спектр навыков, и именно этот аспект делает ее такой интересной.
Твои изделия - это стопроцентно ручная работа. Какие ресурсы у вас есть, чтобы все это производить?
У нас есть отдельное производство бронзовых вещей, отдельное - для керамических, для деревянных... Итого около 15 производств во всей Франции.
Есть ли какое-то производство, трудами которого ты сегодня особенно горд?
Деревянным, потому что обработка дерева - это очень сложный, скрупулезный процесс, который занимает много времени. Люди, которые работают на этом предприятии, очень молоды. Это новое поколение ремесленников, и для меня очень важно передавать этот опыт.
Дерево стало для Делькура знаковым, почти сакральным материалом. Именно дерево, как он сам говорит, позволяет мастеру совершить высказывание: укротить строгость и раскрыть мягкость, сохранить уникальный характер, уже заложенный в будущий предмет, - в зависимости от вида древесины, сечения, сборки, сезона. Особая нежность Делькура к работе с деревом проявляется в столах и стульях, выточенных из массива, такие объекты он сам называет идеальными для формирования «скелета» пространства, его внутренней архитектуры.
Как ты считаешь, в чем особенность современного ремесленничества?
В дизайне очень важно знать, кто его создает. Дизайн как идея не существует, если ты не знаешь, как воплотить эту идею в жизнь.
Я читала, что ты сильно против массового производства. Это правда?
Не совсем. Нужно иметь в виду разную платежеспособность клиентов. Те, кто не может себе позволить купить вещь ручной работы, должны иметь возможность купить что-то дешевле. Это нормально! Но наша продукция стоит дороже, потому что мы все производим сами в наших маленьких локальных мастерских. Высокого качества можно добиться только таким образом. Невозможно производить много предметов одинаково хорошего качества. Массовое производство и ручная работа - это два абсолютно разных рынка.
Одним из важнейших свойств будущего объекта Делькур считает возможность его адаптировать под себя, кастомизировать, придать уникальный характер. Так, идеальное основание должно уметь поддержать любую форму - овальную, квадратную, круглую - любую. Идеальная поверхность может быть выполнена в любом материале - будь то ясень или мрамор, матовый темный финиш или блестящая светлая поверхность. Так появилось его “Ателье” - библиотека материалов, где можно найти все возможные оттенки и финиши, все скомбинировать, пощупать, примерить, представить. Однако творчество Делькура доступно и более массовому почитателю: с ним работают такие бренды, как Baxter, Roche Bobois, Minotti, Ligne Roset, Tectona и cc-tapis.
Но ты также сотрудничаешь с брендами, которые входят в более экономичный сегмент. Как это сочетается?
В Италии производства работают не так, как во Франции. В Италии они придумывают конкретный дизайн для конкретного производства. Во Франции так сделать невозможно, по техническим причинам. Мы делаем вещи по-другому, поэтому и конечный продукт получается другим (имеет в виду коллекционный дизайн - прим.ред.). Но мне как дизайнеру и то, и другое интересно.
Есть ли какая-то национальная особенность у дизайнеров-французов?
Наше общее стремление сочетать разные стили, миксовать разные элементы, иметь глобальный взгляд. Это часть нашего образования. Когда мы ставим кресло в комнате, мы не думаем, что «оно хорошо подходит к цвету стен». Мы думаем о нем как о части общего ансамбля. Это и есть наша особенность, это часть нашей эстетики, нашей культуры. В других странах иной подход к дизайну интерьера.
За организацию интервью спасибо галерее Booroom и лично Ирине Виницкой.
Фото - архив пресс-службы.
На обложке - YOUNG-AH KIM.