Концептуализм и скандинавская эстетика Сесилии Манц
В ноябре 2017-го года эксперты Maison & Objet назвали Сесилию Манц дизайнером года. На очередной выставочной сессии (c 19 по 23 января 2018 года) дизайнер из Копенгагена в очередной раз подтвердила очевидную истину: скандинавский дизайн в Европе сейчас на пике популярности.
«Сторонница теплого минимализма», как ее окрестили профессионалы декора от Maison & Objet, Сесилия Манц стала известна, в первую очередь, своим мастерским умением воплощать через призму скандинавской эстетики яркие концептуальные идеи и создавать объекты визуально простые, но полные театрального драматизма. Достигнуть эффекта удается за счет искусной игры на контрастах: мягкий серый она комбинирует с более яркими цветами, дорогие материалы всегда дополняет элементом ручного труда и наделяет лаконичную форму широким функционалом.
Манц родилась в 1972 году в Копенгагене в семье двух гончаров. С детства очарованная ремесленническими традициями своей страны, одно время она не на шутку увлеклась деревом и даже подумывала выучиться на столяра. «Вместо этого я настроила взаимно вдохновляющий процесс работы с мастерскими, которые делают прототипы по моим эскизам, – теперь вспоминает дизайнер, – это позволяет мне направить всю свою энергию на придумывание вещей». Свой путь Манц искала недолго: после школы поступила в Датскую школу дизайна в Копенгагене, а затем перебралась в Финляндию, чтобы продолжить учебу в Университете искусств и дизайна в Хельсинки. Изучив основы предметного дизайна и отточив собственную способность к концептуальному мышлению, уже через год после окончания учебы, в 1998-м, Манц основала свою студию дизайна.
Сегодня Манц – дизайнер широкого профиля и создает не только предметы мебели, но и светильники, аксессуары для дома, ювелирные украшения и скульптуры. На счету Манц – семь сотен работ, а среди клиентов – такие компании, как B & O, Fredericia Furniture, Nils Holger Moormann, Lightyears, Holmegaard, Muuto, Georg Jensen Damask.
Максимально изящная ванна с закругленными краями для немецкого бренда сантехники Duravit, искусный мини-бар из вишневой древесины для датчан Rud Rasmussen и лаконичный стол с неожиданной кожаной отделкой для Menu – во многих отношениях Манц отходит от привычных представлений о классическом датском дизайне. Отдавшись собственным концептуальным идеям, она никогда не изменяет только одному принципу – стремлению к доведенной до максимума простоте. «Мне нравится подчеркивать спонтанность и простоту. Мой способ работать состоит в том, чтобы, концентрировать внимание на абсолютно простых понятиях, например «стол». Я иду на многое, чтобы раскрыть те функции, которые стол должен выполнять», – говорит Манц.
Я позволяю своим идеям сначала вырасти, и пока они формируются, начинаю их все больше минимизировать
Не случайно первый запущенный в производство предмет Манц – многофункциональный стул Ladder – это своего рода, ода выразительной простоте минимализма. Прототип был напечатан в интерьерном журнале 1999 года и мгновенно привлек внимание немецкого бренда Nils Holger Moormann, который и взялся запустить необычную лестницу-стул-стеллаж в массовое производство. «Ее скандинавская сущность очевидна в стремлении лишить объект любого ненужного элемента, представить абсолютно чистую форму, а это всегда вызов», – уверены эксперты Maison & Objet.
Цвет – еще один фундаментальный элемент творчества дизайнера. Цветовую палитру она всегда разрабатывает на самых ранних стадиях проекта. Это позволяет унифицировать предмет, рассматривать его в контексте остальных. «Все свои работы я рассматриваю, как фрагменты одной большой непрерывной истории», – говорит Манц. Хочется добавить, что это ни много ни мало история всего датского дизайна.