Кэтрин Инс: «V&A East – это возможность увидеть актуальные проблемы через призму истории»
16 ноября, в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурногофорума и образовательной программы «New Now в Манеже» выступит главный куратор нового музея V&A East Кэтрин Инс. Она представит самый амбициозный проект лондонского музея Виктория и Альберт (V&A) с момента его основания в 1852 году. V&A East — новый филиал музея, который расположится сразу на двух площадках в бывшем Олимпийском парке в Лондоне и откроется для посетителей в 2023 году.
По замыслу мэра Лондона Садика Хана, новый филиал музея станет частью проекта East Bank — масштабного кампуса в зоне Олимпийского парка, средоточия культурных и образовательных учреждений британской столицы. Проект V&A East будет представлен российской публике впервые, но мы уже успели поговорить с Кэтрин Инс и расспросить ее и о новом проекте, и о будущем музеев в целом.
Расскажите о проекте V&A East. Что самое главное мы должны о нем знать и почему это важно для Лондона или, может быть, для мира в целом?
Я думаю, главное здесь то, что мы создаем музей для XXI века и можем попробовать взглянуть на актуальные проблемы современного мира через призму истории — предметы искусства и дизайна из нашей обширной коллекции. Я думаю, так мы можем увидеть то, что сейчас происходит в этих областях, в более широкой перспективе, в том числе исторической. Другая немаловажная задача проекта состоит в том, чтобы открыть коллекцию Музея Виктории и Альберта — как вы, должно быть знаете, она просто огромная — миру, не только познакомить общественность с невиданными ранее экспонатами, но и представить их в новом ракурсе, сформировать новые связи. Это большая задача, которую мы собираемся связать с локацией нового музея — кампусом East Bank в зоне Олимпийского парка королевы Елизаветы. Со временем здесь будет сформирован арт-квартал, объединяющий сферы архитектуры, дизайна, моды, танца и других креативных дисциплин — абсолютно уникальное место.
Визуализация нового музея V&A на Стратфордской набережной © O’Donnell + Tuomey
А что насчет архитектуры V&A East? Вы пригласили для работы над проектом архитекторов из Нью-Йорка, верно?
Мы работаем с двумя разными командами архитекторов. Дублинские архитекторы O’Donnell + Tuomey занимаются проектированием нового музея V&A на Стратфордской набережной, а вот создание новаторского, открытого для свободного посещения, исследовательского центра Here East лежит на плечах архитекторов из Нью-Йорка — бюро Diller Scofidio + Renfro. Благодаря им коллекцию V&A впервые за много лет вывезут из хранилища и выставят на всеобщее обозрение. Центральный экспозиционный зал будет дополнен дисплеями, чтобы посетители могли внимательно исследовать все многочисленные экспонаты музея, от крошечных до грандиозных — например, фрагментов зданий и комнат. В других помещениях центра будут проходить семинары и лекции, а еще можно будет понаблюдать за работой сотрудников — подготовкой экспонатов к выставке или процессом реставрации. V&A East — это больше, чем просто музей, в каком-то смысле это новый вид общественного пространства, развивающегося не только внутри музейных стен, но и за их пределами.
Визуализация одного из залов исследовательского центра V&A Here East с примером использования цифрового дисплея © Diller Scofidio + Renfro
Какие предметы войдут в коллекцию нового музей, есть ли среди них что-то особенно любимое вами?
Коллекция музея V&A громадна и включает предметы архитектуры, моды, текстиля, графического и предметного дизайна, скульптуры, керамики, но говорить о конкретных экспонатах я пока не могу — слишком рано. Мы готовим первую выставочную программу вместе с вашингтонским Смитсоновским институтом — представленные вместе коллекции двух всемирно известных культурных учреждений станут отражением проблем и тем, резонирующих в современном обществе. Мы покажем первую выставку весной 2023 года — она станет первым проектом, рожденным в сотрудничестве V&A и Смитсоновского института.
Визуализация выставочного зала исследовательского центра Here East, с инсталляцией потолка из дворца Альтамира в Севилье © Diller Scofidio + Renfro
При этом, самое вдохновляющее это то, что мы можем включать в экспозицию, в том числе, крупномасштабные архитектурные фрагменты, например, потолок испанского дворца XV века Альтамира. Его можно будет подробно изучить посредством дисплеев. Если говорить о моих любимых экспонатах, в нашей коллекции есть, например, много театральных объектов. Один из них — 15-метровая театральная портьера Натальи Гончаровой, созданная художницей для «Жар-Птицы» Стравинского в 1926 году — шоу проходило в рамках «русских сезонов» в Лондоне. Специально для таких масштабных предметов мы строим отдельную большую галерею.
На какой стадии сейчас находится работа над этим проектом и что входит в ваши обязанности, как куратора V&A East?
Ну, сейчас у нас уже есть подробные проекты всех зданий, и мы находимся на стадии заключения договоров на строительство. Кроме того, мы заканчиванием планирование выставочных проектов — работы много, и, к сожалению, я пока ничего не могу анонсировать. Нам придется перевезти из одного места в другое 250 000 объектов, и мы заняты тем, что готовим их к этому. Это очень интенсивная работа, но как только мы с этим разберемся, я обязательно вам расскажу.
«Жар-Птица» Натальи Гончаровой в экспозиции исследовательского центра Here East © Diller Scofidio + Renfro
Что вы думаете о будущем музеев в целом? Как новые технологии изменят или, возможно, уже меняют наш опыт посещения выставочных площадок?
У нас действительно есть ощущение, что современные посетители музеев хотят получить новый опыт взаимодействия с выставочным пространством и экспонатами, так что мы собираемся экспериментировать с самыми разными форматами, от цифровых экранов до дополненной и виртуальной реальности. Все — для того, чтобы дать возможность людям познавать и интерпретировать выставочные объекты по-разному. Кроме того, мы собираемся запустить большой проект, посвященный роли звукового опыта в музее. Обычно ведь посетитель только смотрит на вещи и читает к ним описания, но мы хотим задействовать и другие органы чувств. В этом смысле важно выбирать именно те технологии, которые дают возможность испытать новый опыт. Наши партнеры по строительству центра помогают нам с этим. Вместе с тем, мы проводили опрос нашей будущей аудитории и выяснили, что они также не хотят отказываться от физического взаимодействия с экспонатами — без смартфонов и планшетов, — так что мы собираемся использовать все возможные варианты.
16 ноября вы выступите на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Это ваш первый визит в Россию?
Да, все так. Раньше я была только в некоторых странах бывшего Советского Союза, но вот в России окажусь впервые. Я очень взволнована, потому что поеду в Санкт-Петербург, известный, в первую очередь, Эрмитажем — очень важным для мира памятником искусства и культуры. Кроме того, будет здорово принять участие в форуме и пообщаться с людьми, которые занимаются тем же, чем и я. Ну и просто посмотреть город, местные музеи и галереи, будет прекрасно.
Визуализация выставочного зала исследовательского центра Here East © Diller Scofidio + Renfro
О чем пойдет речь в вашем выступлении?
Я буду представлять проект V&A East, расскажу, чем мы сейчас занимаемся и к чему идем — обо всей той работе, которую нам предстоит проделать, двигаясь вперед. Я затрону тему применения технологий в музейных институциях и сделаю несколько предположений о том, как создать музей, актуальный для XXI века. На самом деле, я буду говорить о многих вопросах, которые мы только что обсудили.
Я живу не в Санкт-Петербурге, а в Москве и здесь мы сейчас ждем открытия важного и очень масштабного культурного центра ГЭС-2. Это большой проект, но в то же время — капля в море, особенно если сравнивать с Лондоном. Как вы думаете, сколько вообще музеев и галерей уместно иметь в большом городе. Я имею виду, может ли их количество быть достаточным?
Знаете, да, Лондон — очень плотный город, если судить по количеству музеев, галерей и других культурных учреждений, и, мне кажется, это очень здорово. Люди придерживаются разных точек зрения, сосредотачиваются на различных видах творческой практики. Я очень радуюсь, когда открывается новое творческое пространство, — это всегда диалог с аудиторией, возможность попробовать новые методы работы и, конечно, представить больше художников. Мы, в свою очередь, тоже хотим взять новый угол зрения, открыть новые перспективы. Так что, мне кажется, даже в Лондоне всегда есть место для новых проектов и новых дискуссий, которые они рождают. То же самое и в Нью-Йорке, да и Москве, я думаю, это пойдет на пользу. Просто наберитесь терпения.