Борис Воскобойников: «Комфортная среда – приоритет при проектировании аэропорта»
Представители российской студии VOX Architects в июле этого года получили престижную премию RED DOT Award 2018 в области интерьерной архитектуры и интерьерного дизайна за свой проект бассейна World Class Олимпийский.
Борис Воскобойников B – основатель и главный архитектор студии VOX Architects, а Мария Ахременкова M – партнер и руководитель креативного отдела бюро. Design Mate обсудил с ними развитие важного направления в экономике города – региональные аэропорты и их эстетику, которая благодаря их новым проектам терминалов становится более явной и привлекательной.
Как современный региональный аэропорт влияет на экономику города?
При появлении нового и реконструкции старого аэропорта расширяется пропускная способность транспортного узла, увеличивается пассажиропоток, облегчается коммуникация, город становится более привлекательным для внутреннего туризма, для бизнеса, для инвестиций в регион, потому что аэропорт получает возможность принимать большее количество самолетов, другие классы самолетов. Все транспортные коммуникации напоминают кровеносные сосуды в теле человека: если они функционируют хорошо — весь организм здоров и энергичен. Но если кровоснабжение работает только в центре, на периферии все отмирает и организм постепенно выходит из строя. Поэтому развитие не только региональных аэропортов, но и региональных железнодорожных транспортно-пересадочных узлов – это очень важно для экономики страны в целом.
ВИП-зал аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге
Сейчас идет строительство нового аэропорта «Гагарин» в Саратове: к нему будет проведена железная дорога, рядом строятся новые районы, оправдывающие вложенные инвестиции в современную инфраструктуру. Отношение управляющей компании «Аэропорты Регионов» к своим объектам очень верное: они не просто делают бизнес, а создают культурные объекты, наполняя утилитарные точки глубоким смыслом, всегда связанным с уникальностью места. К примеру, этот аэропорт изначально назывался «Центральным», но потом было принято решение переименовать его в «Гагарин», так как в этих местах, после своего первого полета в Космос, приземлился знаменитый космонавт. Весь комплекс посвящен этой идее.
Как различаются аэропорты столиц и регионов?
Каждый аэропорт – это сложная структура, которая состоит из нескольких независимых операторов. Взлетно-посадочная полоса и вспомогательные инженерные сооружения, самолеты, относящиеся к авиакомпаниям, сам терминал, государственные органы безопасности. Эти части абсолютно разные, но обязаны взаимодействовать. Например, аэропорт Ростова-на-Дону «Платов», открывшийся в этом году, построен в новом месте (старый аэропорт находился практически в черте города – прим. редактора). Создана свежая инфраструктура: к аэропорту проложены дороги. В связи с этим развивается новое направление, в доступной близости может располагаться деловой район, торговые центры и места развлечений. В то же время, со старыми московскими аэропортами, к примеру, закрывшимся Быково, существуют определенные проблемы. Он был застроен вокруг домами, им стало невозможно пользоваться, он постепенно потерял возможность функционировать. Поэтому очень важно при строительстве нового аэропорта располагать свободным пространством вокруг – для нового качества и безопасности.
Совсем недавно во Внуково появился капсульный отель. По всему миру подобные практики становятся популярны и востребованы: в Нью-Йорке в следующем году собираются открыть отель на территории Международного аэропорта имени Джона Кеннеди. Есть ли у этой идеи будущее?
Это сложный вопрос, но лично я думаю, что у этой истории с капсулами будущего нет. Коммуникационные связи совершенствуются, и ситуации, при которых человек сутки живет в аэропорту, со временем исчезнут. Стыковки рейсов становятся все короче, а задержек все меньше. Раньше не было современных навигационных систем, и самолет не мог взлететь, если был туман. Сейчас это не проблема. С другой стороны отель в аэропорту может обладать очевидными преимуществами, в связи с удобной транспортной доступностью. Есть удачные примеры, когда аэропорт построен в уникальном месте, и это хорошо для бизнес и туристических поездок.
Зал вылета в аэропорте «Курумоч» в Самаре
Может ли аэропорт быть интересен своим интерьером? Например, интерьеры аэропортов, которые делаете вы, уникальны.
Во многом это заслуга управляющей компании, с которой мы разрабатываем аэропорты, — «Аэропорты регионов». Они сделали ставку на индивидуальное образное решение для каждого аэропорта. Сейчас продвинутые девелоперы и управляющие компании все больше значения придают именно дизайну и архитектуре. Не думаю, впрочем, что интерьер или архитектура аэропорта могут побудить людей приехать туда, как в музей, скорее нет. И все-таки индивидуальный подход создает ощущение внимания к человеку, заботы о нем.
В Ростове-на-Дону я была на открытии нового аэропорта и видела, как местные жители приезжали смотреть на новое пространство. Им действительно было приятно, что в их родном городе построили что-то подобное. Они с гордостью любовались зданием и фотографировались на его фоне. Аэропорт вышел светлым, в нем много воздуха, отсутствует ощущение зажатости и клаустрофобии. Получился проект мирового уровня.
Аэропорт – это всегда волнительно: прохождение паспортного контроля, досмотр, задержки рейсов. Люди нервничают. Какие аспекты важно учитывать при проектировании интерьера терминала аэропорта, чтобы создать спокойную атмосферу?
Это совокупность нескольких факторов: акустический комфорт, продуманный световой сценарий, качественные материалы, удобная мебель, продуманный функционал.
Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, «Горизонт» и «Солнце»
Мы уделяем столько же внимания комфорту и функционалу, как и дизайну. При выборе материалов мы обязаны руководствоваться такими понятиями как вандалоустойчивость, пожарная безопасность материалов, износоустойчивость. Кроме выполнения необходимых требований, важно реализовать целый комплекс решений, которые позволят создать ощущения комфорта и внимания к каждому пассажиру. В частности, при проектировании, мы уделяем большое внимание наличию и расположению розеток: Wi-Fi и удобство пользования гаджетами – это очень важно. Например, в проекте международного бизнес зала аэропорта Платов установлены специальные мобильные столики, стационарные полки со встроенными розетками, USB и Wi-Fi-зарядками. Когда интерьер продуман даже в таких мелочах, то и чувствуешь себя в нем спокойно и комфортно.
Если говорить про комфорт, где граница уюта, которая выстраивается между интерьером и посетителями? Первое время в некоторых аэропортах использовали ковровое покрытие, чтобы создать уют, и для поддержания звукоизоляции. Но потом стало ясно, что с появлением чемоданов на колесиках перемещение по ковровому покрытию усложнилось.
В аэропорту Дубая ковры есть до сих пор, но у нас сильно различаются нормы безопасности. В российских аэропортах нормы противопожарной безопасности гораздо жестче, поэтому использование ковровых покрытий не приветствуется. В проектах интерьеров аэропортов ведущая роль отдается безопасности.
Мы предусматриваем удобную навигационную систему: не только в графической части, но и реализуем интуитивно- пространственную архитектурную структуру, когда само пространство терминала подсказывает пассажиру, где основной трафик, а где второстепенный, где идет изменение маршрута и т. д. Эта тема появилась уже в первом нашем проекте аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. Там мы сознательно выделили основные точки изменения пассажирского трафика с помощью крупных архитектурных форм и суперграфики. Архитектура и дизайн пространства сопровождают пассажира, не дают ему заблудиться.
Коммуникативная схема построена так, что человек может ориентироваться не только по навигационной системе, но и интуитивно: если левая стена красная, а правая зеленая, то вы понимаете, что налево не нужно идти, а справа — путь свободен.
Каким цветам отдается предпочтение в оформлении интерьера аэропорта?
Это достаточно индивидуально, перед каждым проектом ставятся разные задачи. Когда мы проектировали аэропорт Кольцово, то учитывали и климат, и зону. Этот аэропорт был сделан в начале 2000-х одним из лучших архитекторов Екатеринбурга. Мы не стали менять строгую структуру здания – просто интегрировали контрастное решение, введя в интерьер другие формы. В России восемь месяцев зима, и хочется чего-то бодрого, поэтому мы применили гамму ярких цветов. Весь аэропорт разделен на колористические зоны: движение от теплых цветов к холодным, от земли к небу. А в Самаре, в аэропорте «Курумоч», напротив, применение цвета практически отсутствует: весь аэропорт белый. Так как это часть концепции «Космопорт», посвященной российской космической промышленности, зародившейся в Самаре.
А в других ваших проектах какие можете выделить световые, цветовые или тематические решения?
В Платове у нас два проекта бизнес-зала: один разработан в концепции «Солнце», а второй – в концепции «Горизонт». В первом интерьере мы используем теплые фактуры без ярких оттенков, а во втором случае — применяем линейный холодный свет, керамогранит с выраженной структурой камня и строгие локальные геометрические формы ярких цветов. Все очень индивидуально.
Проект благоустройства территории аэропорта «Гагарин», Саратов
Расскажите, чем ваше архитектурное бюро занимается сейчас.
В настоящий момент мы занимаемся реализацией VIP-блока терминала аэропорта «Гагарин» в Саратове: концепция строится на образе Гагарина и его полете. Также, мы участвуем в конкурсном проекте на реализацию благоустройства нового аэропорта Саратова — «Гагарин»: по замыслу это парк, который станет целым ландшафтным музеем с арт-объектами и интерактивными медиа-экранами. В чем-то это продолжает тематику аэропорта Курумоч в Самаре, где сейчас мы делаем апгрейд VIP Терминала, и строим обновленный интерьер зоны вылета основного Терминала.
Но, если в Самаре – это тема космической промышленности, эпоха 60-х годов, когда человечество было тотально увлечено космосом, то в Саратове – это романтическое переживание первого полета. Это очень эмоциональный проект.
Что ждет региональные аэропорты в будущем?
Сейчас идет активное развитие еще более отдаленных регионов, проектируются сразу два новых аэропорта: в Петропавловске-Камчатском и Новом Уренгое.
Вы видите в этом что-то светлое и новое?
Ускорение любых коммуникаций оказывает безусловно положительное действие на любой регион, который раньше был недостаточно развит. За этим будущее.