Q&A: Борис де Бейер
Хотя Борис де Бейер — ювелирный дизайнер по образованию, его практика не ограничивается одним направлением. В основе его метода лежит переосмысление традиционного мастерства в непривычном ключе. Борис долгое время работал преимущественно с синтетическими материалами, придавая им ценность посредством постоянных экспериментов и метаморфоз, однако в 2020 году он решил сосредоточиться на стекле.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Моя практика во многом опирается на ремесло. Я вырос в семье, где ценились искусство и дизайн. Например, у моего отца есть собственная студия в Харлеме — небольшом городе рядом с Амстердамом. Это такая классическая мастерская художника, полная необычного оборудования и коллекции всевозможных предметов, книг и артефактов. Именно там я впервые начал экспериментировать с различными материалами, такими как металл, смола и дерево. Сейчас я сотрудничаю с профессиональной командой стеклодувов; работаю с литейными смолами, а в последнее время еще и с металлами — латунью, бронзой и медью.
Когда ты решил, что станешь заниматься дизайном?
Можно сказать, что я нашел свое призвание после того, как в юном возрасте прошел что-то вроде пробного года в Королевской академии искусств. После этого я поступил в Академию Геррита Ритвельда, где решил изучать ювелирный дизайн — для этого нужно было в течение года пройти техническую подготовку, что отпугивало большинство студентов. Мне было легко сделать выбор, так как к тому моменту у меня уже был опыт работы с металлами. После окончания университета я много лет пробовал себя в разных сферах: даже организовывал художественную ярмарку, которая сейчас является одной из ведущих в Нидерландах, пока случайно не оказался в сфере дизайна. Именно это переключение между дисциплинам остается своеобразной константой в моей практике.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
Во время обучения в университете мы вместе с моими сокурсниками зачастую приходили на занятия пораньше и уходили только тогда, когда академия закрывалась на ночь. Я понял, насколько важно всегда интересоваться подходами других людей и что необходимо упорно и последовательно работать. Кроме того, на нашем факультете большое внимание уделялось ремеслам и техникам, что влияет на мою повседневную практику по сей день. Мне действительно нравится знакомиться с материалами и учиться с ними работать.
Где ты работаешь над своими проектами?
Раньше я ежедневно работал в вышеупомянутой мастерской своего отца в Харлеме, однако после рождения второй дочери поездки даются мне нелегко. Теперь у меня есть небольшая, но очень удобная студия недалеко от дома. Как и мой отец, я люблю разное оборудование, поэтому окружаю себя им: это токарные и фрезерные станки, всевозможные старинные и специализированные инструменты.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Трудно сказать. Мне нравится реализовывать проекты на заказ, потому что это всегда связано с определенной конечной целью. Однако недавно я много времени посвятил работе над собственной коллекцией объектов для персональной выставки в Museum Jan. В какие-то моменты было волнительно из-за того, что я делал это в основном в одиночку, но в конечном итоге я получил огромное удовольствие, создав полноценную серию работ с нуля. Эта персональная выставка дала мне возможность творить свободно. С другой стороны, работа над коллекцией изделий из стекла для бренда Jacquemus тоже стала отличным опытом и принесла мне признание.
Какая у тебя цель в творчестве?
Я бы хотел иметь постоянную возможность выбирать, за какие проекты браться, а за какие — нет. Сейчас я иногда все еще завишу от запроса клиента. Я бы хотел, чтобы заказчики всегда давали мне карт-бланш, но знаю, что это немного нереалистично. Есть много вещей, которые мне интересны и которыми я хотел бы заняться. У меня так много планов и идей, что их хватит на три жизни. Надеюсь, что смогу реализовать хотя бы часть из них и показать людям, на что способен.
Какие у тебя хобби, и как они влияют на твою творческую практику?
Раньше я любил рыбачить, причем исключительно в открытой морской воде. Мне нравилось вставать очень рано, брать лодку и отправляться в промышленные районы, которых в Нидерландах так много, а потом обнаруживать, что природа повсюду. Вспоминается ощущение, когда сидишь на пустынном бетонном пирсе в полном одиночестве, смотришь на большие контейнеровозы и вдруг замечаешь у себя под ногами коричневую рыбу. В этой картинке кроется сочетание утопических и антиутопических элементов, которое мне так нравится.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Недавно я достал с полки старый журнал Apartamento — хотел перечитать историю о мексиканской студии Tenzontle Studio, на работу которой я во многом равняюсь. Также рядом со мной часто оказывается книга, посвященная итальянскому архитектору Массимо Сколари.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и рекомендуешь.
Я люблю все фильмы, где есть элемент сверхъестественного. Недавно я посмотрел сериал «Внешние сферы» (Outer Range), главную роль в котором сыграл актер Джош Бролин. Сериал рассказывает о таинственной дыре, которая появляется на пустынном горном хребте в Вайоминге. Все персонажи — типичные суровые деревенские мужчины и ковбои, но атмосфера очень тонкая и напряженная.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Я перестал ежедневно следить за новостями с рождением второй дочери. Однако мне все еще важно знать о том, что происходит в мире, поэтому сейчас я читаю новости примерно через день: в основном это статьи на BBC или нидерландские газеты. Кроме того, во время работы в студии я люблю слушать подкасты.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Можно вспомнить много таких вещей, одна из них довольно забавная и в некотором смысле загадочная. Я узнал, что крабы эволюционировали более семи раз до той формы, которую мы знаем сегодня. Что делает краба таким особенным, что эволюции нужно было создать его столько раз? Только представьте: может быть, они действительно являются высшей формой жизни.
Фото: Bram Spaan; Boris de Beijer.