Барри Диксон: «Не все мои клиенты требовательны, но русские – все»
Барри Диксон создает коллекции мебели и аксессуаров для Arteriors, текстиль и обои для Vervain, линейку красок для C2Paint и интерьеры для клиентов по всему миру — от родной Вирджинии до Китая. Лучезарный, внимательный и энергичный — он спит по 5 часов в день, обладает исключительной работоспособностью и легко разговаривает на любые темы часами. Наш динамичный завтрак с Барри Диксоном в метких цитатах маэстро.
Если мой клиент живет в США, и ему хочется создать дома «американский дух» – конечно, я буду от этого отталкиваться. Но я не стану насаждать нечто подобное, если это будет другой дом — на юге Тихого океана, или в Италии, или в Китае. Если я загляну в дом через окно, интерьер должен быть частью этого места. Я могу чем-то его «приправить», разбавить предметами другой аутентичности, но интерьер должен соответствовать месту, иначе это нечестный интерьер. Я как-то работал с русским клиентом, который жил в Китае, и пригласил американского дизайнера. Пришлось быть восприимчивым ко всем этим вещам, соединенным вместе, расположить все на разных уровнях, собрать паззл, который удовлетворил бы Россию, Китай и мою американскую душу. Вот в чем заключается сложность.
У меня есть несколько русских клиентов, и я замечаю у них общие черты. Например, они высоко ценят исключительное качество: они не согласны на что-то не очень хорошее – качество может быть только самым лучшим. Они не хотят жить в «музее» — вокруг достаточно прекрасных музеев, они могут посетить Эрмитаж — но они готовы привнести элементы классицизма в свою жизнь, потому что ценят такие вещи. Еще у моих российских клиентов потрясающее чувство цвета. У всех! Только посмотрите, в какие цвета выкрашены дома в Санкт-Петербурге. Вы не увидите дома таких цветов в Вашингтоне, не увидите их в Нью-Йорке. Они могут быть зелеными, или ярко-желтыми, или фиолетовыми, там есть дома, выкрашенные в пять разных оттенков синего! И мне это нравится, я воздаю этому должное. Все мои русские клиенты колористы. А еще у всех моих клиентов из России – это нечто невидимое, но я это чувствую – поэтическая душа. Они ценят литературу и поэзию. И они хотят ощущать эту поэтичность во всем – в музыке, в интерьере — поэтому я тоже должен привносить это в мою работу.
Не все мои клиенты требовательны, но русские – все.
Дом может рассказать историю. Прихожая – это первое предложение этой истории. Затем у вас есть основная часть повествования, а в самом конце должно быть какое-то логическое завершение — конец дома должен быть так же прекрасен. Нельзя, чтобы он просто «исчезал» и становился ничем. Вы должны соединять один «параграф» с другим при помощи связки, иначе получится разобщенное ассорти ничем не связанных друг с другом комнат. Связкой может быть цвет или стиль. Например, что-то французское или итальянское — что-то, что направит вас в следующую комнату. И, конечно, все хотят свою особенную историю. И для нас все наши клиенты – русские или нет – это личности. Мы хотим, чтобы в доме были видны их личные истории, что им нравится и что не нравится, что они любят и ненавидят, их увлечения и хобби.
Меня никогда не увольняли, и это вселяет оптимизм. За 25 лет работы – ни одного увольнения.
Я могу отказать клиенту, если не знаю, какой он. Если не знаю, как доставить ему удовольствие. Еще я отказывал клиентам, которые плохо себя вели с моими сотрудниками. Я не хочу, чтобы мои сотрудники были несчастны, потому что я согласился работать с клиентом, который делает их жизнь несчастной.
Если я немного боюсь работать с клиентом – меня это привлекает, так я могу чему-нибудь научиться. Если я что-то умею, и делаю это вновь и вновь – я не смогу превзойти себя, мне будет слишком легко. Это как в тяжелой атлетике – если вы можете поднять какой-нибудь вес, вам нужно взять больший, чтобы продолжать совершенствоваться. И я соглашаюсь на такую работу, которая заставляет меня думать. Такие клиенты – самые лучшие.
Есть проекты меньшего объема и есть крупные проекты, но подход у нас ко всем одинаковый. Я не просто раздаю проекты старшим дизайнерам, и они занимаются ими, а мое имя значится в названии компании, нет. Я участвую в каждой встрече. Мне известны все нарисованные от руки схемы расположения мебели – я рисую их сам, измеряю каждое кресло, знаю диаметр, который нужен для каждой люстры. Если она должна быть от 48 до 54 дюймов — нельзя заказать больше или меньше. И если я в самом начале не зарисую и не измерю все, есть риск, что я не обращу на это внимание, я просто не буду об этом помнить.
Стены у меня дома так сильно всем нравились, что я взял эту концепцию за основу для обоев. Мы разобрались, как перенести эту идею на бумагу и сделать повторяющийся на всю стену рисунок, так появились эти обои Vervain.
Мне удается сочетать несовместимое лучше, чем многим другим дизайнерам. Создавать единое целое, где множество элементов обретают смысл. Представьте, вы устраиваете званый ужин, и вам нужно использовать различные вкусы — но их же нельзя поместить в одну тарелку, получится мешанина! Вам нужно использовать одно, затем другое, затем третье. Точно так же можно оформить комнату – можно использовать все, если делать это в правильном порядке. Таково мое представление о хорошем дизайне – это как идеальное блюдо, сбалансированное и приправленное, и все сочетается друг с другом.
У каждого предмета есть свои особенности. Он может быть мужским или женским, может быть блестящим или тусклым, может быть дорогим или обычным, может быть старым или новым – эти качества как бы располагаются между двумя концами спектра. Если я делаю комнату, и она кажется мне чересчур мужской, я добавляю что-то женственное, например, что-нибудь блестящее. Потому что блестящие, отполированные предметы выглядят более женственными, чем тусклые и грубоватые – такие кажутся скорее мужскими.
Мне не нравятся комнаты, где стоят только дорогие предметы. Настолько дорогие, что вы не хотите к ним прикасаться, потому что их место в музее. Но если бы все в комнате, над которой я работаю, было бы дешевым и простым – это бы мне тоже не понравилось. Мне нравится сочетать друг с другом что-то, что могло бы находиться в Эрмитаже, какой-нибудь прекрасный предмет интерьера, и, например, птичье гнездо, которое я обнаружил в зарослях рядом с домом, самое обычное, но тоже прекрасное. Одно делает другое менее церемонным, и наоборот второй предмет возвышается рядом с первым. Вместе они дополняют друг друга, как в идеальном браке.
Мне кажется, что вы приобретаете произведение искусства в первую очередь, потому что любите искусство – и только затем находите для него место. Никто не говорит «я куплю вот это, потому что у меня диван такого же цвета и это будет хорошо смотреться вместе». Это будет катастрофа!
В интерьере стоит что-то менять, только когда вы чувствуете, что перемены необходимы. В моем доме есть комнаты, которые никогда не менялись — а я живу там 17 лет.
Первый вопрос, который я задаю клиенту – что вам не нравится в том месте, где вы живете сейчас? Так, я сразу понимаю, что считать проблемой и могу оттолкнуться от того, что ему не нравится, чтобы понять, что нравится. Еще спрашиваю: «Какое ваше самое любимое место, где вы когда-либо были?» Кто-то отвечает: «О, была одна комната в доме моей бабушки, когда я была маленькой девочкой… Мне бы хотелось иметь такую комнату». Или клиент вспоминает комнату «в одном отеле, где когда-то останавливался». Также я стараюсь показывать им какие-то предметы — когда я показываю предмет, я смотрю на клиента, смотрю в его глаза. Я наблюдаю за ним. Когда показываю цветовую палитру, делаю то же самое – и когда вижу отклик, понимаю, что это может сработать, и в моем воображении все сразу меняется в нужном направлении, потому что я разгадал их. Разгадал, что делает клиента счастливым.
Дом – это воплощение личности. Обычно люди покупают дома, потому что им нравится сам дом. Они не купят то, что им не нравится. Так что если я встретился с правильным человеком, и он любит свой дом, — это уже хороший знак. Если дом хотят разрушить и все поменять, я говорю им – не трогайте этот дом. Продайте его, купите другой, найдите то, что будет вам нравиться. Не уничтожайте этот прекрасный дом – он идеален для кого-то еще. Выберите другой дом.
Если вам нужен какой-то новый опыт — можете приобрести второй дом. Если вы хотите иметь и традиционный дом, и более современный, если вы хотите простой, спокойный дом у воды, и вычурный дом в центре города – можно владеть разной недвижимостью, необязательно, чтобы все это было частью одного дома.
Я уже достаточно стар, и многие клиенты, с которыми я работаю сейчас – это дети тех, с кем я работал 25 лет назад. Это лучший комплимент. Они могут хотеть чего-то другого, но эти дети выросли на моих глазах, и теперь я работаю на них, и это очень приятно, мне это очень нравится. Так что иногда клиенты переходят ко мне по наследству – от родителей, или бабушек с дедушками.
Все зависит от момента, в жизни вообще все решает момент. Вы встречаете человека – и это тот, на ком вы женитесь, или вы встречаете человека, и это тот, с кем вы будете встречаться. То же самое и с клиентами. Вы «выходите замуж» за одного или «встречаетесь» с другим. Но все всегда происходит в нужный момент.
Благодарим Design & Decoration Center, Villeroy & Boch, КАДО, Лионтекс, Альянс Высокий Текстиль, Tapis Rouge и Акид-Проект за возможность организации интервью.