
Арсений Мещеряков: «Сегодня нельзя создать новый успешный продукт, не анализируя предшествующий опыт»
В этом году Школе дизайна НИУ ВШЭ исполняется 13 лет. За это время ее команда с нуля создала подразделение университета, которое сегодня предлагает более двадцати образовательных направлений и отражает концепцию непрерывного обучения. С руководителем Школы Арсением Мещеряковым мы обсудили навыки, необходимые современному специалисту в области креативных индустрий, портрет идеального учебного заведения XXI века и влияние новых технологий на творческое мышление.
Как за время работы Школы дизайна изменился портрет студентов?
На мой взгляд, молодые люди стали гораздо более требовательными к этике. Если первое поколение студентов Школы еще было близко нам, и их отношения с преподавателями развивались в более строгой парадигме «наставник-ученик», то сегодняшние студенты довольно сильно отличаются от нас. Привычная иерархия уже не так заметна; на смену брутальности пришла этичная нежность. На мой взгляд, это положительная динамика, которая вселяет надежду на то, что мир в будущем будет мягче и нежнее, чем он есть сейчас. Хотя, конечно, мне больше близка система, в которой мастер — учитель — является абсолютным авторитетом. Хорошо иметь сильного наставника, которому ты полностью доверяешь. Но мы с командой Школы также понимаем, что сегодня студенты не должны подвергаться психологическому давлению, которое еще было возможно в то время, когда учениками были мы.
Изменилось ли, на ваш взгляд, само желание учиться? Можно ли сказать, что студенты сегодня более жадны до новых знаний, или наоборот?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое знание сегодня. «Общение» с ChatGPT, чтение «Википедии», посещение музеев — сегодня сам процесс получения знаний можно воспринимать широко. При этом я могу сказать совершенно точно, что успеха в дизайне и искусстве может добиться только жадный до информации человек.
Навык самообучения сегодня имеет принципиальное значение, потому что объем знаний и информации за последнее столетие увеличился в разы.

Современное образование должно измениться в сторону того, чтобы учить человека учиться, работать с этой информацией и уметь применять ее на практике. На этом строится процесс обучения у нас в Школе дизайна. Для нас креативность стоит на трех ключевых столпах — это аналитическое системное мышление, то есть способность систематизировать информацию; концептуальное мышление, то есть способность ставить новые задачи и выдвигать новые концепции; и проектный подход. Я всегда говорю своим студентам: вы можете брать знания и информацию где угодно, но предложите мне такой проект, который будет системным и концептуальным, способным заинтересовать хотя бы меня — вашего экзаменатора.
Какие требования сегодня предъявляют абитуриенты к программам в области креативных индустрий?
Здесь мало что изменилось за последние годы — все-таки мы еще молодая школа, у нас нет столетней истории. Мы разрабатываем программы на основе тех же принципов, что были заложены в самом начале. Когда Высшая школа экономики решили запускать свою Школу дизайна, было принято, на мой взгляд, очень интересное и, как выяснилось, удачное решение — пригласить людей, которые на тот момент ничего не понимали в образовании. Мы не были отягощены предрассудками — у нас их просто не было. Поэтому Школа дизайна — это абсолютно дизайнерский продукт, придуманный с нуля и проработанный до мелочей.
В чем заключается ключевая ценность университетского образования сейчас — в эпоху, когда знания находятся в свободном доступе и можно научиться практически чему угодно самостоятельно?
Задача университета — не в том, чтобы дать студентам определенный набор навыков. Ценность университетского образования, вне зависимости от направления, как мне кажется, строится на триаде: системность, концептуальность и проектный подход, о которых я упомянул выше. И, конечно, немаловажное значение имеет сообщество. Как правило, именно университет дает людей, с которыми человек потом будет идти вместе всю жизнь, и, безусловно, формирует профессиональный круг.

В наше время все больше людей разделяет концепцию lifelong learning, особенно на фоне быстрого ритма жизни и стремительного развития технологий. Как Школа дизайна отвечает этой потребности современного общества?
Концепция непрерывного обучения сегодня единственно возможная — это уже буквально вопрос выживания, особенно, если вы хотите оставаться актуальным и востребованным в своей профессии. Потому что угнаться за технологическим, научным и другим прогрессом сегодня невероятно сложно; нужно быть всегда на острие. Мы в Школе дизайна активно интегрируем этот подход. У нас есть детская школа: когда-то она начиналась с 14 лет, а сегодня мы предлагаем программы для совсем маленьких детей. Кроме того, у нас есть большая линейка программ дополнительного образования, когда человек любого возраста за один-два года с нуля может освоить новую профессию. Таким образом, человек, связавший или планирующий связать свою жизнь с креативными индустриями, имеет возможность в любом возрасте развиваться в Школе дизайна по собственной образовательной траектории. Она может включать детскую школа дизайна, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру или курсы из пула программ дополнительного образования.
Еще одно последствие развития технологий — появление множества AI-помощников, к которым обращаются профессионалы из разных сфер. Как, на ваш взгляд, это влияет на креативное мышление?
Любое новое явление провоцирует кризис и неопределенность. Думаю, уж точно не ChatGPT будет тем негативным явлением, которое нас погубит. А значит, в целом развитие технологий повлияет на общество скорее позитивно. Проблема, на мой взгляд, связана со скоростью потребления информации. Я имею в виду короткие ролики в соцсетях — в отличие от длинных видео, они могут затянуть на несколько часов. Это такой дешевый дофамин. Но все это так или иначе — закономерная часть эволюции, и выживут те, кто сумеет к этим явлениям приспособиться.

С другой стороны, новые технологические инструменты значительно повышают производительность труда. И синергия человека и технологий помогает добиться эффектов, которые раньше были труднодостижимы. Чем проще сами технологии, тем выше должен быть уровень креативности человека для того, чтобы результат кого-то тронул и заинтересовал. Мы живем в эпоху, когда тот же ChatGPT может выдать огромный объем информации и ответов. Но человеку важно находить в этом объеме смыслы, которые будут прямо бить в сердце слушателя или зрителя. Это и определяет успех.
Опишите портрет идеального учебного заведения с точки зрения развития творческого потенциала человека.
Когда мы только начинали создавать Школу, то поехали по миру и посмотрели и английские, и голландские, и финские вузы. Все они были устроены чуть либеральнее, чем в итоге построили мы. Во-первых, у них на тот момент была гораздо более обширная материально-техническая база; огромные, очень красивые мастерские, в которых зачастую сидел один студент, без преподавателя. Или, например, в Университете Аалто в Финляндии очень мало обязательных часов, и студенты большую часть времени находятся, что называется, в свободном поиске. Наверное, это может быть эффективно и здорово, но точно не в наших широтах. У нас же на тот момент просто не было такого количества великолепных мастерских. И даже сейчас их количество не сопоставимо, например, с Академией дизайна в Эйндховене, где целые цеха бывшего завода Philips отданы под образовательные помещения.
Тут еще важен момент разницы менталитетов. В Европе никому не придет в голову говорить о посещаемости студентов. А мы учитываем посещаемость. Можно сказать, что у нас в Школе получился смешанный стиль, который, с одной стороны, базируется на мастерских и свободе творчества, а с другой — напоминает немецкую инженерную школу со строгим расписанием и жесткими дедлайнами. Поэтому наш основополагающий принцип проектного обучения мы трактуем все-таки как некоторую «присягу» дедлайнам. Я считаю, что дисциплина и самодисциплина — неотъемлемые компоненты успешной работы дизайнера и художника. Страшный бич художника — это прокрастинация. Поэтому мы с молодых ногтей учим наших студентов рабочему ритму. Они делают восемь обязательных проектов в год: результаты можно увидеть в открытом студенческом портфолио на нашем сайте.
Нам важно, чтобы наши студенты были успешными и имели больше возможностей для самореализации.
Какие из направлений и профилей сейчас наиболее популярны в Школе? С чем вы это связываете?
В этом вопросе ситуация тоже стабильна: коммуникационный дизайн остается базой современного дизайна, хотя, безусловно, он очень изменился и неумолимо движется в сторону полной цифровизации. Востребованными остаются также направления программирования, где мы готовим людей, которые понимают всю структуру современного IT-продукта. Геймдизайн тоже очень бурно развивается, как и компьютерная графика, анимация, иллюстрация, дизайн среды. В этом году мы также запускаем направление архитектуры. «Предметный и промышленный дизайн» очень успешен на магистерском уровне, а в этом году мы открываем одноименный бакалаврский профиль. В общем, мы охватываем практически все области дизайна. Мне кажется, сила такой школы, как наша, где много студентов и много направлений, — в том, что возникает возможность сделать междисциплинарный проект. Все самое интересное будет происходить на стыках. Мода и программирование — вот уж где точно поле неизведанного.

Назовите ключевые навыки креативного специалиста XXI века.
Это те же принципы, о которых я говорил выше: системное аналитическое мышление, способность к концептуальному мышлению, трудолюбие и понимание проекта, дисциплина и соблюдение дедлайнов, ориентированность на конечного потребителя. Это базовые вещи, которые необходимы любому креативному специалисту. Сюда же относится способность учиться, то есть осваивать все инструменты, которые очень быстро сейчас появляются, чтобы не отставать от конкурентов. Наверное, я бы еще назвал понимание истории искусства и культуры. Без насмотренности и развитого чувства вкуса ничего не выйдет. У нас в Школе 20% любой программы составляют история и теория дизайна, и это дает великолепные результаты. Сегодня нельзя создать новый успешный продукт, не анализируя предшествующий опыт. Если ты претендуешь на роль человека, который диктует эстетику, ты не можешь не опираться на прошлый опыт. Не обязательно быть искусствоведом или историком дизайна, но чувствовать и любить все это ты просто обязан.
Фотографии предоставлены пресс-службой Школы дизайна НИУ ВШЭ.