Q&A: Владимир Чернышев
Нижегородский художник Владимир Чернышев экспериментирует как со студийной практикой, так и с лэнд-арт проектами. Зачастую его работы созданы в духе site-specific инсталляций, которые постоянно меняются под влиянием окружающей среды. До 16 ноября команда Artwin Gallery и коллекционер Зоя Галеева представляют новые произведения автора в выставочном пространстве Frieze в Лондоне.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Я художник. Работаю с разными медиа, такими как инсталляция, крупноформатная графика, объекты из дерева. В моем творческом портфолио есть как масштабные музейные и выставочные проекты, так и более камерные студийные вещи.
Когда ты решил, что будешь заниматься искусством?
Это случилось в 2014 году. Я вместе с Артёмом Филатовым (художник, основатель студии «Тихая» — прим. ред.) принял участие в Московской международной биеннале молодого искусства. Моя первая важная инсталляция называлась «Пустой дом», и именно с нее начался мой путь в профессии художника.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
У меня нет специального художественного образования. Я поступил в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на инженерно-экономический факультет. У меня было достаточно много математики, вычислений и специальных технических направлений. Думаю, все это повлияло на мое творчество, потому что я постоянно сталкиваюсь с расчетами, цифрами, сметами, чертежами и планами. Техническая база, которую я получил в университете, помогает в работе над крупными проектами.
Где ты работаешь над своими проектами?
Я работаю в студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. Иногда для специальных проектов я арендую склады или площадки, где делается монтаж с командой подрядчиков. Второе важное место работы — это лес в Нижегородской области, где находится основной каркас моих загородных инсталляций, а сейчас я еще и строю там замок.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Я стараюсь, чтобы каждый проект был для меня вызовом, новой задачкой со звездочкой. Поэтому любимых проектов нет — скорее, есть те, которые мне дались наиболее тяжело или легко. Например, работа над проектом Slime проходила достаточно гладко и спокойно, в то время как во время монтажа замка, который длится уже несколько месяцев, происходит достаточно много изменений, что требует постоянного включения и внимания.
Какая у тебя цель в творчестве?
У меня есть некоторые подходы, которые я комбинирую и меняю. Например, мне интересен медленный подход в искусстве, который означает вдумчивое отношение к практике, материалам, дистанции между произведением и мной, между произведением и зрителем, между произведением и контекстом. Это некоторый другой взгляд на течение времени, в котором мы уходим от понятия времени к понятию темпоральности. Произведения размещаются не столько в пространстве, сколько внутри этих разных темпоральностей.
Какие у тебя хобби, и как они влияют на твою творческую практику?
Самый разный спорт, начиная от сквоша и заканчивая горными лыжами. Однако больше всего на мое состояние влияет лодка с мотором. Нижний Новгород находится на слиянии двух рек, Оки и Волги, и у нас потрясающие речные ландшафты с островами и заводями. Изучить их можно только на лодке, поэтому в сезон я достаточно часто бываю на воде: можно сказать, что это мое хобби, которое позволяет развеяться и немного замедлиться.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Первая книга — «Бафомет» французского писателя и художника Пьера Клоссовски. Вторая — «Компульсивная красота» Хэла Фостера. И еще одна новая книга, которую я пока не начал читать, — «Память и забвение руин» Владислава Дегтярева.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и рекомендуешь?
Последний фильм, который я посмотрел и могу рекомендовать, — это John & the Hole режиссера Паскуаля Систо. Саундтрек к нему написала одна из моих любимых современных композиторов, Катерина Барбьери.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Я читаю 10-15 Telegram-каналов регулярно, а также слежу за социальными сетями разных художников, композиторов, музеев, галерей, пространств и ярмарок. Иногда звоню друзьям, которые живут за рубежом и регулярно ходят на выставки, чтобы узнать всё из первых уст.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Когда мы думали над названием выставки, которая сейчас проходит в Лондоне, то прикидывали разные варианты и наткнулись на понятие тяжелой воды. Тогда я не знал его значения, и меня приятно удивило, что в химии это означает некоторую другую жидкость, различающуюся с обычной водой по формуле, но при этом по своей сути являющееся тоже водой. Это было как раз то, что мы искали. Так появилось название проекта — Heavy Water.
Все фотографии предоставлены художником.