Q&A / Никита Лукьянов
Никита Лукьянов – российский художник и дизайнер, создающий новые образы на стыке арта, дизайна и фотографии. Он работал с Yandex, The Blueprint, «Вокруг света», InStyle и другими, его произведения выставлены в онлайн-галерее Sample.
В какой технике / стиле ты работаешь?
Я занимаюсь искусством на стыке графики, фотографии, иллюстрации и экспериментами с физическими масками и формами. В основном это собственные художественные проекты: графические серии, холсты, скульптуры и маски из разных материалов, съемки и коллаборации с разными брендами. В своем творчестве я фокусируюсь на исследованиях форм, наблюдении и изучении красоты повседневности.
Когда ты решил, что станешь заниматься искусством?
Наверное, я понимал это еще в детстве, потому что рисую с 5 лет и до сих пор считаю свои детские рисунки лучшим, что я когда-либо делал. Относительно недавно я понял, что очень многое из того, что создаю сейчас, идет из детства.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
Я учился в художественном училище в Иваново, на отделении графики, что стало логичным продолжением художественной школы, где я до этого проучился 7 лет. До сих пор вспоминаю с особой теплотой время в училище, потому что у меня были лучшие учителя и знакомые художники – это сильно на меня повлияло. Хотя большую часть знаний и опыта я, признаться, получил в процессе самообразования и своих собственных экспериментов.
Где ты работаешь над своими проектами?
Сейчас все свои проекты я делаю в домашней мастерской, а для съемок арендую студии. Дома постепенно становится тесновато, так что планирую найти помещение побольше.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Есть много любимых и дорогих мне проектов, но если выделять что-то одно — проект One More Day, который я делал в Турции, организовав в номере одного местного старого отеля мастерскую. На протяжении 14 дней я каждый день делал разные инсталляции, маски и объекты из подручных материалов, которые находил вблизи отеля или на берегу моря. Потом этот проект был выставлен в «Рихтере», в мой день рождения.
Какая у тебя цель в творчестве?
Познавать себя и мир через постоянный эксперимент, воспитывать и транслировать свое видение через разные форматы и материалы. Быть честным с самим собой и окружающими.
Какие у тебя хобби, и как это влияет на твою художественную практику?
У меня практически все время уходит на придумывание и создание проектов, поэтому понятие хобби как будто перестало существовать. Увлекаюсь музыкой, иногда играю на любительском уровне DJ сеты и собираю миксы, обожаю баскетбол и яхтинг с друзьями. Когда переключаешься с постоянной работы — это здорово проветривает голову и дает силы на дальнейшие проекты.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Около кровати лежит целая пирамида книг, в основном получается читать урывками, но некоторые книги проглатываю довольно быстро: автобиография Марины Абрамович «Пройти сквозь стены»; «Разговоры с Пикассо» Брассай; собрание сочинений Сергея Довлатова; «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари; «Письма к Вере» Владимира Набокова; «История картин. От пещеры до компьютерного экрана» Дэвида Хокни и Мартина Гейфорда.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и можешь порекомендовать.
Из нового очень советую мультфильм «Душа» моей любимой студии Pixar. В мультфильме поднимаются сложные темы смерти, перевоплощения и предназначения. Из последнего увиденного, но не нового — фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», с Bjork в главной роли. История про постепенно слепнущую девушку, работающую на заводе и представляющую вокруг себя вымышленную реальность в виде мюзикла.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
В основном из телеграм-каналов «Медуза-Live», «Медиазона», The Blueprint, youtube и от друзей.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Цитата из книги Марины Абрамович «Пройти сквозь стены»: «Провалы очень важны – они очень много для меня значат. После большого провала я впадаю в глубокую депрессию и ухожу куда-то в темную часть себя, но вскоре после этого возвращаюсь к жизни, к чему-то другому. Художники успешные, что бы они ни делали, вызывают у меня вопрос – мне кажется, это говорит о том, что такие художники просто воспроизводят себя и не рискуют. Если ты экспериментируешь, ты должен быть готов потерпеть поражение. По определению, экспериментировать означает идти туда, где ты еще не был, где вероятность провала велика. Как ты можешь знать, что добьешься успеха? Иметь отвагу столкнуться с неизвестным очень важно. Мне нравится жить в пространствах между, в пространствах, где ты оставляешь комфорт своего дома и полностью доверяешь себя случаю». Поразило, насколько это созвучно моему подходу и размышлениям о важности эксперимента, который постоянно требует сил и смелости, потому что зачастую все может кончиться неудачей.