Q&A: Михаил Свистунов
Михаил Свистунов — предметный дизайнер, чьи объекты имеют не только практическую функцию, но и эмоциональный подтекст. Инженер-строитель по образованию, сегодня в своих проектах он уделяет большое внимание деталям и стремится подчеркивать естественные дефекты материалов.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Мне всегда приятно, когда обо мне вспоминают как об архитекторе и интерьерщике, но творческая судьба обернулась таким образом, что сейчас будет справедливее называться предметным дизайнером. Я все больше работаю не над проектами в целом, а с их деталями, мебельными решениями. Техника и стиль трансформируются со временем — если в начале пути я был адептом чистых «машинных» форм и обработки поверхностей, которые, несмотря на большой вклад ручного труда, выглядели нарочито стерильно, то сейчас все больше люблю добавлять элементы с запланированными огрехами, подчеркивать природные дефекты материала — это добавляет индивидуальности изделию. Такой вектор, пожалуй, задался на фоне быстро развивающихся технологий искусственного интеллекта в дизайне. На мой взгляд, эфир переполнен шаблонными сгенерированными картинками, которые похожи друг на друга и, несмотря на впечатляющую визуальную эффектность в первом приближении, в основной массе они лишены изюминки, свойственной авторскому изделию.
Когда вы решили, что станете заниматься дизайном?
Еще занимаясь интерьерами, я всегда уставал от компиляторского подхода к комплектации проектов. Просто расставляя готовые серийные изделия, безусловно, можно получить качественное, уютное и эргономичное пространство, но ведь гораздо интереснее наполнить его необычными предметами, отражающими характер и мировоззрение обитателей. Так, вначале, проектируя изделия на заказ, я пришел к углублению знаний по техникам обработки материалов и производственных процессов, пропуская через свои руки технологии для лучшего понимания, что и как можно применять в будущих проектах.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
У меня диплом инженера-строителя. Эта база, пожалуй, прослеживается в работе насквозь — в культуре технического черчения, любви к деталям и их соединениям, экономической составляющей в плане минимизации отходов и углеродного следа.
Где вы работаете над своими проектами?
Это интересный вопрос. Еще во время пандемии я отказался от офиса, и теперь работа построена так, что ноутбук для черчения и моделирования всегда с собой, а место и время для работы на нем могут быть любыми, от столика в кафе или дома до верстака в цеху или на стройке.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Первый самостоятельный проект, конечно. Оглядываясь назад, я понимаю, что вытащил тогда, как говорится, счастливый билет, ведь около трех лет до того я был штатным архитектором в итальянском бюро, где мой вклад заметили заказчики-иностранцы и пригласили уже в качестве индивидуального архитектора строить им дом в Подмосковье. Так сложилось, что после первых шагов в этом проекте мы убедились в полной синхронизации по вкусам и подходу к дизайну, и я получил карт-бланш на его дальнейшую реализацию. Поэтому там практически нет серийных изделий, а все изготовлено по моим чертежам. И хотя сейчас я многое бы сделал по-другому, вспоминаю эту историю с трепетом и волнением.
Какая у вас цель в творчестве?
Думаю, мне ближе выражение, что есть путь. Цель — это нечто эфемерное, за каждой вехой поджидает следующий отрезок. Мои предметы, кроме утилитарной составляющей, имеют эмоциональный подтекст, они говорят нам: «Будь стойким», «Помни о близких» или «Не мусори».
Какие у вас хобби, и как это влияет на вашу творческую практику?
В юности я был уверен, что стану джазовым музыкантом. Этого не случилось, но музыка всегда со мной. Глядя на любой сделанный мной предмет, я всегда помню, что играло в момент, когда я его придумывал.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Сейчас у меня затяжной период чтения новой для меня художественной литературы и перечитывания давно знакомой. Всегда открываешь неожиданные уголки в, казалось бы, зачитанной до дыр книге. Сейчас закладка на «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Я плохо ориентируюсь в мире кино и не слежу за новинками. Фильмы мне интересны с точки зрения композиции, работы со светом и цветом. Пожалуй, последние из таких впечатлений — фильмы Паоло Соррентино. «Руку бога» ждал и смотрел с удовольствием.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Все новости сегодня — в Telegram.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Полтора года назад я впервые стал отцом, и теперь каждый день — это фейерверк удивительных открытий. Невероятное ощущение счастья — видеть, как растет твой ребенок.
Все фотографии предоставлены Михаилом Свистуновым.