Q&A: Михаил Курносов
Архитектор из Минска Михаил Курносов занимается не только созданием лаконичных интерьеров с яркими цветовыми акцентами. Недавно он примерил на себя роль предметного дизайнера и запустил собственный бренд Zapazuha. С помощью проекта Михаил стремится установить честный диалог с аудиторией, продвигая одушевленность, ассоциативность и эмоциональность дизайна.
Расскажи, чем ты занимаешься, в каком стиле работаешь?
Сейчас я занимаюсь интерьерным и предметным дизайном. Работаю над частными интерьерами, разрабатываю дизайн и комплексно веду реализацию проектов. Еще я — арт-директор, методолог и преподаватель минской школы дизайна Art Depo Studio. Параллельно с этим активно занимаюсь предметным дизайном и своим новым проектом Zapazuha: сейчас готовимся к открытию шоурума в Минске, где будет представлена первая коллекция из 13 изделий, получившая название «Проживанцы».
Меня мало интересуют жанровые принадлежности и стилистические жаргонизмы. Дизайн для меня — это непрерывный процесс, образ мышления и честный диалог со зрителем. В дополнение к фундаментальным вещам, таким как «функция + эстетика», для меня важна эмоциональная, ассоциативная и поэтическая составляющие.
Когда ты решил, что будешь заниматься дизайном?
После университета я работал архитектором и параллельно брал небольшие частные интерьеры для души, а через какое-то время с головой ушел в интерьерный дизайн.
В какой-то момент мне захотелось расширить свои творческие возможности; иметь более широкий инструментарий при создании интерьерного «ландшафта». Так я начал работать над пространством, совмещая две роли: предметного и интерьерного дизайнера. Такой подход позволил создавать глубоко индивидуальные истории, где привычная функция дизайнера расширяется в сторону «сценариста» и «режиссера». Это развязывает руки и высвобождает творческую энергию. В тот период я сформулировал для себя негласный девиз: «Придумать историю — значит создать своих персонажей».
Долгое время я активно изучал различные технологии, экспериментировал с материалами, посещал производства, придумывал концепции и создавал первые прототипы. Экспериментировал, ошибался, нарабатывал опыт, анализировал и снова делал. Это был сложный и очень интересный путь. В итоге у меня сформировалось стойкое убеждение, что я хочу серьезно заниматься предметным дизайном как отдельным направлением. Так родилась идея проекта, который я назвал Zapazuha.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
У меня законченное высшее архитектурное образование. Это, безусловно, наложило определенный отпечаток на все мои виды деятельности. Архитектурное образование дисциплинирует, учит работать последовательно и системно; помогает определенным образом чувствовать контекст и осмыслять пространственные связи.
Где ты работаешь над своими проектами?
У меня есть студия, оснащенная всем необходимым, но частенько я работаю где придется. У меня есть привычка носить с собой скетчбук, чтобы иметь возможность быстро зафиксировать идею. Это может случится в кофейне, в припаркованной на аварийке машине, на лавке у подъезда, на стройке или где-то еще. Часто идеи приходят во время ночного выгула собаки — тогда я рисую образы в голове, а после переношу их на бумагу.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
У меня всегда так: самый любимый проект — тот, который делаю в текущий момент.
Какая у тебя цель в творчестве?
С одной стороны, творчество — это моя внутренняя потребность, а с другой — путь служения. Во всех видах деятельности для меня крайне важно нести пользу людям. Если рассуждать применительно к контексту, мне очень хочется, чтобы дизайн в Беларуси развивался, появлялись новые имена, крутые проекты, и нам всегда было, что показать миру. У нас много талантливых и креативных людей, и мне хочется, чтобы нашу страну знали на мировой арене дизайна.
Какие у тебя хобби, и как они влияют на твою творческую практику?
Мое главное хобби — это музыка. У меня долгое время была своя группа, где я выступал в качестве автора песен, вокалиста и гитариста. Мы записывали альбомы, снимали клипы и вели активную концертную деятельность. Сейчас я занимаюсь музыкой эпизодически, придумываю песни и записываю синглы. Из-за нехватки времени часто этот процесс растягивается надолго, но это все равно важная часть моей жизни. Занятия музыкой отлично помогают в поддержании общего «творческого тонуса».
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
У меня под рукой всегда единовременно есть три книги в категориях профлит, научлит и худлит. В категории профлит сейчас лежит книга «Проблемы дизайна» Дж. Нельсона, в категории научлит — «Морфология сознания» С. В. Савельева, а в качестве худлита читаю «Школу для дураков» Саши Соколова.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и рекомендуешь?
Совсем недавно пересматривал «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Очень рекомендую к просмотру всем, кто интересуется интерьерным дизайном. Дело здесь не в экранизации романа Энтони Бёрджесса, а в меняющихся декорациях. К слову, картина получила награду Британской академии в категории «Лучшая работа художника-постановщика». Фильм вышел на экраны в 1971 году, в период активного влияния Англии на мировую моду и поп-культуру. Вся лента была снята на одной локации, за исключением четырех сцен, отснятых на крошечной фабрике. Подобные футуристические интерьеры и предметы декора широко публиковались в журналах L'ŒIL и Domus в те годы.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
В основном из профессиональных медиа — Archdaily, Designboom, Wallpaper*, Design Milk, Dezeen, Yellowtrace, Interior Design.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Недавно узнал, что египтяне использовали тени для глаз, чтобы уберечься от конъюнктивита и трахомы. Но проверять не буду.