Q&A: LOMM lab
Студия проектирования текстиля и дизайна поверхностей LOMM lab состоит из трех единомышленников — Ольги Лященко, Александры Шпакович и Марии Мамай. Команда разрабатывает как собственные коллекции, так и проекты для брендов. В этом году студия стала участником Клуба друзей Центра художественного производства «Своды».
Ольга Лященко
Александра Шпакович
Мария Мамай
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Мы занимаемся разработкой текстильного рисунка для брендов, создаем собственные коллекции домашнего текстиля и аксессуаров, полностью произведенных в России, а также участвуем в различных проектах и выставках.
Когда вы решили, что станете заниматься текстильным дизайном?
У каждого по-разному, но общим это решение стало два года назад, когда мы все вместе начали делать первые шаги в создании своего дела.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Ольга и Александра учились на графических дизайнеров, а потом мы все вместе встретились на кафедре «Дизайн-текстиль» в стенах Академии Строганова. Это одна из старейших художественных школ России, где в свое время зародилось множество стилистических направлений, в том числе авангард и конструктивизм. Безусловно, все это сказывается на наших работах — мы стремимся стать достойными продолжателями традиции.
Где вы работаете над своими проектами?
Все время в разных пространствах, поскольку для создания принтов нужны лишь ручные зарисовки, ноутбук и графический планшет. Но в этом году мы начали экспериментировать и попробовали свои силы в предметном дизайне. Так, совместно с Some Furniture родился проект серванта, для которого мы разработали рисунок гравировки стекла. Также после отборочного тура мы стали участниками программы Клуба друзей Центра художественного производства «Своды». Это очень профессиональное и вдохновляющее место для художников и мейкеров. На протяжении месяца мы реализовывали свою идею текстильных светильников, полностью выполненных вручную, от деревянного каркаса и сотканной ткани до вышивки и керамического декора.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Наверное, самый дорогой для нас проект — это коллекция ISTOKI, с которой все началось. В ней мы использовали орнаменты разных регионов России, в том числе практически реплики исторических узоров. Их можно увидеть на платках, созданных на основе изделий XVII-XIX веков. Особенно ценно, что некоторые принты для коллекции появились из рисунков бабушки Марии, которая занималась традиционной росписью по дереву. Этот проект — своего рода символ преемственности поколений, семейной памяти.
Какая у вас цель в творчестве?
Сейчас основная цель — это возрождение традиции орнаментального рисунка в предметах нашего повседневного быта. Хочется показывать людям красоту исконной культуры, богатство символики этих графических знаков. Мы стараемся предложить альтернативу матрешкам с гжельской росписью; более привычное для современного человека прочтение.
Какие у вас хобби, и как они влияют на вашу творческую практику?
LOMM lab — наше главное увлечение сейчас. Еще, конечно, мы интересуемся всем происходящим в профессиональной среде.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Мария читает книгу Stabat Mater Руслана Козлова, Александра недавно закончила «Осажденную крепость» Цяня Чжуншу, а Ольга советует «Черный. История цвета» Мишеля Пастуро и «О духовном в искусстве» Василия Кандинского.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
У нас три рекомендации — «Любовное настроение» Вонга Карвая, «Решение уйти» Пак Чхан Ука и «Ностальгия» Андрея Тарковского.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Если честно, сейчас хочется отстраниться практически от любой информации, но обычно это какие-то новостные каналы в Telegram.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Сложно вспомнить что-то конкретное. Совершенно точно каждый раз нас поражает, когда мы погружаемся в историю и сталкиваемся с какими-то предметами искусства, созданными несколько сотен или тысяч лет назад. По уровню мастерства и актуальности они могут соревноваться с современными произведениями или даже превосходить их. Еще более ценно то, что часто эти вещи рождались в руках простых ремесленников, но в дальнейшем очень сильно влияли на становление дизайна. Это, конечно, впечатляет и служит примером того, к чему нужно стремиться.