Q&A: Лилия Макарова
Предметный дизайнер и специалист в области объемно-пространственного макетирования Лилия Макарова владеет всевозможными техниками моделирования из бумаги и пластика. Помимо собственной практики, Лилия преподает проектирование, экспериментирует в сфере ресайкла, а также разрабатывает креативную образовательную платформу и методические курсы для Британки и Строгановки.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Сложно сказать однозначно — у меня обширная сфера интересов. Я обучаю студентов макетированию и основам проектирования в предметном дизайне, клею макеты на заказ, а в свободное время занимаюсь разработкой собственных творческих идей. Моя техника основана на воздействии руками на различные материалы: картон, пластик, ткани — как на синтетическое, так и на природное сырье. Я люблю складывать бумагу, гнуть полимеры, растягивать ткани и проводить опыты с измельчением пищевых отходов (вроде яичной скорлупы и кофейной заварки), перемалывая их в биомассу, из которой впоследствии получается своеобразный экоматериал.
Когда вы решили, что станете заниматься макетированием?
Когда я заканчивала Строгановку, на пятом курсе мне предложили преподавательскую практику, и я с радостью согласилась. Но одно дело владеть навыками макетирования, и совсем другое — учить этому мастерству других. Прошло много лет, прежде чем я поняла, как передавать эти навыки людям, и сегодня я делюсь своими секретами со студентами.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
В художественной школе нас научили любить свой инструмент. Уже тогда я точно знала, что это не кисточка. В училище искусств мы отливали из гипса матрицы, формовали полистирол, вручную шлифовали металл пастой ГОИ до зеркального блеска — это было самое фантастическое время. В Строгановке я училась на дизайнера интерьеров, где макетирование было обязательной дисциплиной. После выпуска я склеила сотни архитектурных макетов, стала работать мастером производственного обучения на кафедре «Дизайн мебели», получила прозвище «макетный гуру» и окончательно поняла, что руки — это мой основной инструмент.
Где вы работаете над своими проектами?
У меня есть мастерская, но это не мешает мне за завтраком или перед сном помять бумагу дома, поворчать и убрать ее в шкафчик (ненадолго). Мои родные смирились с этим профессиональным перекосом.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Если говорить глобально, то самый любимый проект — это, конечно, студенты. Обучение навыкам и креативному мышлению людей, которые спроектируют прекрасный мир будущего.
Из творческих проектов сегодня я уделяю много времени интерьерным зеркалам PLISSE. Это коллекция, которая получилась на грани между предметным дизайном и модой. Для меня это не только очередной авторский проект, но и новый интересный опыт взаимодействия с профессионалом по стилизации, продвижению и популяризации продукта на рынке. Мы очень верим в успех PLISSE.
Какая у вас цель в творчестве?
Получать максимально искреннее удовольствие от процесса. Я вижу и чувствую, что это самое важное для каждой творческой единицы. Только так каждый из нас будет там, где он нужен.
Какие у вас хобби, и как они влияют на вашу творческую практику?
Хобби — это увлекательная деятельность для удовольствия, а значит, я пребываю в этом состоянии всегда. Также я люблю выращивать в своем саду георгины. Это невероятно полигональный, макетный цветок, его запросто можно склеить из бумаги. Еще люблю собирать и сушить кожурки цитрусовых для своих экспериментов с ресайклом.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Листаю книгу Келли Уэстлер, анализирую ее смелость в декорировании интерьеров. Недавно погрузилась в исследование творчества женщин-дизайнеров. Изучаю Шарлотту Перриан, Заху Хадид, Вивьен Вествуд, Веру Мухину. Книжек пока немного, но я в процессе. Еще лежит гастрономическая энциклопедия — вычитала рецепт лосося в савойской капусте, попрошу мужа приготовить.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
На днях посмотрела фильм «Мадам Парфюмер», узнала много нового про этот вид ремесла и про мастерство создания ароматов. Это ведь тоже своего рода предмет узкой специализации. В целом я люблю фильмы про профессии, призвания, где главный герой просто проживает свою обычную жизнь, занимаясь любимым делом и раскрывая его суть.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Одно время я долго и внимательно следила за передовыми выставками дизайна, хоть и не всегда вживую, — iSaloni, Stockholm Furniture Fair, Maison & Objet, Design Miami. На этих экспозициях все видно — какая политическая обстановка в стране, тренды в дизайне, и каков выбор обычных потребителей. Можно просто полистать глянец, посмотреть последние показы модных домов и тоже определить, чем живет чувственный мир искушенных людей.
Расскажите что-нибудь, о чем вы узнали недавно и что вас поразило.
Из просмотренного на днях фильма «Мадам Парфюмер» я узнала, что всем знакомое благоухание свежескошенной травы — это то же самое, что запах крови для хищных насекомых. Растения боятся травоядных насекомых, и, чтобы избавиться от них, выделяют особый аромат, который привлекает «хищников». Так вот тот самый сладкий, манящий, с детства любимый запах свежескошенной травы — это яд для жителей газонов. Как после такого косить траву — не знаю, мир теперь не будет прежним.