Q&A: Дмитрий Черников
Дмитрий Черников, закройщик, сооснователь ателье по пошиву классических костюмов Morozov & Chernikov.
В какой технике ты работаешь?
Индивидуальный пошив классических костюмов для мужчин и женщин по технологии bespoke. Для этого требуется построение лекал с нуля и порядка 120 часов ручной работы (на один костюм) — все делается примерно так же, как 200 лет назад.
Когда ты решил, что станешь заниматься именно этим?
Почти 6 лет назад. До этого я изучал мужской стиль, но в какой-то момент понял, что теории мало — хочется уметь делать вещи самому.
На кого ты учился и как это отразилось на твоем творчестве?
Учился на экономиста, работал маркетологом и журналистом — кажется, это дало способность достаточно точно описывать стиль словами. По необходимости я делаю эскизы, но проще в деталях рассказать заказчику, как вещь будет выглядеть, в чем будут её особенности.
Где ты работаешь над своими проектами?
В собственном ателье «Morozov & Chernikov» на Дербеневской улице (м. Павелецкая, Пролетарская) совместно с одним из самых опытных закройщиков Москвы Олегом Константиновичем Морозовым.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Самая страстная любовь обычно к тому, что сейчас в работе. Работаем над двумя пиджаками, расположенными на противоположных полюсах стиля: из легкой фланели в неаполитанском духе (невесомый, покатые плечи, мягкий рукав) и из донегольского твида в английском (структурный, плечо-пагода, рукав с окатом, накладные «охотничьи» карманы). Если понять, как работают эти полюса, в чем их отличия и нюансы, можно легко находить промежуточные варианты.
Какая у тебя цель в творчестве?
Доказать, что классическая одежда — это не только дресс-код для белых воротничков, но и прекрасный способ самовыражения, возможность сделать интересным даже лук с кроссовками и джинсами. Отдельно пиджаки идут девушкам, причем в любом образе — я счастлив, что в последний год это заметили.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Последние несколько лет углубляюсь в японские понятия эстетики — ваби-саби («скромная простота»), югэн («красота тени»), ики («шик простолюдина») и т.д. Японцам как никому другому удается описать то, для чего слов обычно не находится — и они абсолютные фетишисты в плане моды и ремесла, это заложено менталитетом и историей.
Мне нравятся вещи, которые не выглядят абсолютно новыми — это не только восточная тема, такое ценила и британская аристократия, дававшая дворецким разнашивать костюмы. Интересно, где проходит граница классики, и какие допустимы выходы за рамки. Прямо сейчас мы обсуждаем совместный проект с брендом Анны Алтабаевой Tint, которая занимается натуральной ручной окраской тканей. Проверяем, как ведет себя костюмная шерсть в сочетании с листьями и кореньями, и думаем над подкладками необыкновенных цветов под строгими однотонными костюмами.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Power And Style: A World History of Politics and Dress (занимаюсь подготовкой лекций для специалистов по протоколу), Kimono: A Modern History, несколько выпусков «Теории моды», гид джентльмена английской школы этикета Debrett’s.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Предпочитаю смотреть на вещи своими глазами прежде, чем их оценивать и испытывать по этому поводу какие-то эмоции. Новости обычно узнаю от знакомых или из репостов в соцсетях — действительно важные события не пропустишь. Из ежедневных рассылок подписан только на Business of Fashion — хватает с головой. Мне всё ещё нравятся бумажные книги — никакой романтики шелеста страниц и запаха краски, просто огромное количество информации, касающейся моей работы, по-прежнему не оцифровано (и скорее всего уже не будет).
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило
Не так давно прочел отличную книгу Ametora (от японского сокращения «American Traditional») — о том, как Япония после поражения в войне создала карго-культ американского стиля в одежде, а со временем стала делать «американские» вещи (джинсы, куртки, ботинки и др.) намного лучше самих американцев. Это прекрасный урок о том, как энтузиазм, настойчивость и терпение способны переродить и трансформировать культуру.
Кроме того, регулярно меня поражают технологии пошива — каждый новый костюм высокого класса, который мы разбираем, сделан совершенно по-своему. У любого ателье или марки свои ноу-хау, и погружаясь в детали, начинаешь придавать значение даже самым малозаметным.
Фото на обложке: Марина Аглиуллина