Q&A: Дарья Панова
Дарья Панова работает в направлениях лэнд-арта, временной архитектуры и экспозиционного дизайна. Художница создает яркие песочные инсталляции в природном пространстве. Их ключевая идея — подЦВЕТить то, что обычно ускользает от нашего взгляда: например, сухие ветви и сломленные деревья, которые постепенно отмирают и затем обретают новую жизнь.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
Моя практика посвящена песочным инсталляциям. Я работаю в уникальной технике: она представляет собой процесс распыления цветного песка на различные формы материи в пространстве и включает использование строительного оборудования. По сути, это механизированная кисть, создающая дистанцию между рукой и поверхностью. Подобно движению глаз, это дает возможность охватывать большие пространственные расстояния.
Сейчас я работаю в природном пространстве, что в целом можно отнести к лэнд-арту и отчасти — к временной архитектуре или экспозиционному дизайну. Техника песочных инсталляций — это про бережное отношение к окружающей среде. Песок — натуральный материал, который широко применяется в ландшафтном дизайне.
Когда ты решила, что будешь заниматься искусством?
Направление, в котором я работаю, скорее относится к области изящных искусств, с которым я познакомилась во время своего обучения. Это про мурашки по телу и любовь с первого взгляда, а учитывая, что это мое второе высшее образование, то первая мысль была: «Как же долго я тебя искала!».
На кого ты училась и как это отразилось на твоем творчестве?
Я окончила Британскую высшую школу дизайна по направлению «Современное искусство». Это сформировало базу для начала моей самостоятельной художественной практики, и в первую очередь я научилась учиться. Это позволяет грамотно анализировать информацию, развивать критическое мышление, благодаря которому появляется способность формировать аргументированную точку зрению и свое уникальное видение. Но самое главное — это бесконечный ресурс для роста художественной практики и самого себя, как художника. Все это служит неисчерпаемым источником вдохновения, новых идей и открытий.
Где ты работаешь над своими проектами?
На данный момент моя мастерская — это лес. Надо сказать, что пространства задают основной контекст. Когда я работала в экспериментальном пространстве школы, напоминающем галерею, мои объекты соответствовали контексту и представляли собой современные искусственные материалы — поролон, полистирол, полиэтилен. Сейчас я нахожусь в лесу: это выход в совершенно иное пространство. Как живопись давно вышла за свои классические границы в сферу «расширенного поля», так и я продолжаю расширяться, ищу новые пространства, как в рамках новых знаний, так и в рамках территорий.
Мои ключевые объекты в лесу несут особые смыслы. Механические жесты распыления маркируют и расставляют акценты, подцвечивая и привлекая внимание лишь к определенным объектам и их свойствам, таким как сломленные временем или стихией деревья или причудливо запутанные сухие ветви.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Проект, посвященный лэнд-арту, сейчас полностью захватил внутреннее пространство моей души! Яркие контрастные цвета инсталляций подчеркивают красоту природы и побуждают зрителя оценить детали, формы и текстуры. Кроме того, важную роль играет время жизни моих инсталляций. Творения остаются на откуп природе, поглощенные естественными процессами, отказываясь от представлений об искусстве, как о постоянном объекте. Это бесконечная трансформация: дождь, снег, смена времен года либо уносят, либо вносят новое видение во внешний облик инсталляции.
Безумно интересно наблюдать за жизнью моих работ в природе. Недавно мне посчастливилось стать свидетелем такой стремительной смены декораций: буквально за три дня живописное пространство, в котором находилась инсталляция, менялось от охристых осенних тонов до цвета ослепительного ноябрьского пуха.
Какая у тебя цель в творчестве?
Моя цель — процесс, экспериментальное действие во времени, в ходе которого происходят провалы и совершаются открытия. В каком-то смысле я, как бешеный профессор, испытываю острые ощущения, начиная от точки входа, когда я пробираюсь сквозь лесную чащу в поисках идеи, потом ее находки, потом одержимости тем, чтобы воплотить фантазию в жизнь, с последующим разочарованием или восторгом от результата, и далее постепенным охлаждением эмоций с нарастающей жаждой уже новых впечатлений.
Какие у тебя хобби и как они влияют на твою творческую практику?
Мое «хобби» — увеличение, то есть обретение новых навыков. Например, я танцую танго — это очень интуитивная история про движение, физическое ощущения себя в пространстве. В то же время я вполне осознанно и с конкретной целью занимаюсь техникой речи для того, чтобы яснее, выразительнее, живописнее передавать личную историю художника.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Продолжая тему искусства речи: на моем прикроватном столике сейчас лежит книга с рассказами Константина Паустовского. Почти каждый день я делаю маленькие упражнения, выписывая из текстов живописные речевые обороты. Это сродни прогулке в лесу, когда ты учишься видеть и подмечать прекрасное, словно неуловимую взглядом паутинку.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
О том, что происходило в мире, я предпочитаю узнавать из книг, а о том, что происходит сейчас, — из СМИ. И здесь снова очень помогает навык критического мышления и тщательного анализа информации.
Расскажи что-нибудь, что ты узнала недавно и что тебя поразило.
Не так давно я прочитала древнегреческий миф об Аполлоне и Дафне, но поразил меня тот факт, что я «встретила» Дафну в своем лесу. Миф рассказывает о безответной любви бога к лесной нимфе. Влюбленный Аполлон преследовал Дафну, и она обратилась за помощью к отцу — речному богу Пенею, который превратил дочь в дерево. И, кажется, я встретила это удивительное дерево, будто с застывшим силуэтом внутри. Его тонкий ствол похож на девичий стан, красота изгибов которого вдохновила меня на создание песочной инсталляции. Теперь, каждый раз встречая в своем лесу Дафну, я любуюсь изменчивой красотой ее нарядов, один из которых я подарила ей сама.
Все фотографии предоставлены художницей.