Q&A / Буляш Тодаева
Буляш Тодаева — молодой промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, эксперт в области вторичной переработки пластиковых отходов и основатель лаборатории креативных исследований zerowaste.lab. В 2019-м году Буляш заняла первое место в Lexus Design Award Russia Top Choice с проектом пресса для переработки пластиковых отходов в листовой материал, а в 2020-м — получила грант на реализацию бесплатных воркшопов по переработке отходов для детей и взрослых.
В какой технике ты работаешь?
В своих работах я применяю методологию устойчивого проектирования (sustainable design).
В качестве материалов часто использую отходы потребительства и производств для создания объектов искусства и дизайна. Зачастую это полимерные отходы: крышки от бутылок и прочая пластиковая упаковка, производственные отходы 3D печати, полиалюминий от тетрапак. Создаю из этого объекты современного искусства, предметы в интерьер, инсталляции для общественных интерьеров и городской среды, аксессуары и многое другое. Также провожу воркшопы, лекции и интенсивы по теме устойчивого развития, экологии и дизайна.
Когда ты решила, что станешь заниматься дизайном?
Когда закончила художественную школу и одновременно с этим бросила школу после 9 класса, уйдя в художественное училище.
На кого ты училась и как это отразилось на твоем творчестве?
В колледже художественных ремёсел я изучала графический и средовой дизайн на уровне навыков, без погружения в техническую часть вопроса. Позднее в МГХПА им. С. Г. Строганова и в рамках обучения по обмену попала в Словацкую академию дизайна и искусств, которая показала мне неклассический процесс проектирования в промышленном дизайне. На свой диплом я собрала несколько машин по вторичной переработке пластика, начала делать на них листовые материалы, но инженерной базы всё ещё не хватало. Поэтому я пошла учить материаловедение в НИТУ МИСиС и закончила его по специальности Технологические машины и оборудование, разработав на магистерскую диссертацию пресс-форму для литья вторичных полимеров с учётом особенностей материала.
Где ты работаешь над своими проектами?
С тех пор, как у меня появилась своя производственная база, а позже Zerowaste.lab – лаборатория по разработке предметов дизайна и искусства из вторичных материалов, почти все проекты инициируются и реализуются там.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Мне надолго запомнится то время, когда я занималась теоретическими исследованиями. Когда твои гипотезы подтверждаются или рушатся, когда это некий переходный этап между теорией и практикой, когда то, что ты нарисовал или написал, начинает работать и влиять на личную и профессиональную жизнь других людей. Это лучшие моменты, не привязанные ни к каким конкретно объектам. В моей области очень важен процесс, от того, как ты произведёшь предмет, зависит степень его социального воздействия.
Какая у тебя цель в творчестве?
Развитие в глобальном смысле, постоянное движение и поиск гармонии. Каждый свой проект я стараюсь выстроить так, чтобы он побуждал зрителя или пользователя расти и приобретать знания, изменять мир вокруг себя. Увидеть, как кто-то пропустил через себя твою идею и создал из нее что-то своё – неповторимое удовольствие. это может быть просто изменение повседневных привычек, например, внедрение в жизнь сортировки отходов.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Если раньше я совмещала промышленный дизайн с искусством татуировки для того, чтобы эти две совершенно разные сферы позволяли мне отдыхать то от одной, то от другой, — то сейчас всё иначе. Смесь технических, культурологических, социальных и экологических вопросов устойчивого проектирования так поглотили, что на стороннюю деятельность не хватает вовлечённости.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
Их немного, в основном вся художественная литература в электронной книге. Ключевыми для меня являются:
1. Энтони Данн и Фиона Рэби «Спекулятивный мир: дизайн, воображение и социальное визионерство»
После каждого абзаца думала о том, что авторы книги очень точно передают контекст происходящего. Через проекты в области искусства я прочитала про то, как сегодня устроена жизнь современного человека.
2. А. Ю. Гросберг и А. Р. Хохлов «Полимеры и биополимеры с точки зрения физики»
Первая мной прочитанная книга уже будучи инженером. Несмотря на то, что я непосредственно погружена в тему, многое до сих пор мне непонятно и я обращаюсь к ней, как к разговорнику.
3. Борис Гройс «Частные случаи» и «Русский космизм»
Мной горячо любимый автор погружает на уровень такого качества исследования, что каждый заплыв вдохновляет искать в своей работе что-то похожее.
Расскажи про фильм, который ты смотрела недавно и могла бы порекомендовать.
Не могу вспомнить ни одного, если честно. Современные фильмы очень зрелищны, но сняты одинаково. Почему-то я подумала о фильме «И всё осветилось», я его посмотрела совершенно случайно. Это было поздно вечером, дома у моего дедушки, его показывали по телевизору. Это было много лет назад, сейчас у меня и телевизора нет. Но помню какое яркое впечатление произвела на меня картинка и сама история.
Откуда вы узнаешь, что происходит в мире?
Смешно, но сейчас у меня, как и у многих, это сторис в инстаграме. После них я уже иду в поисковики, если новость меня заинтересовала.
Расскажи что-нибудь, что узнала недавно и что тебя поразило.
Узнала, что у Дмитрия Быкова есть цикл лекций, посвящённых Гарри Поттеру. С упоением прослушала их за ночь и часть утра. Там он проводит несколько любопытных параллелей, которых я раньше не замечала.