Q&A: Аня Слобожанина
Аня Слобожанина — художница-керамист и основательница бренда Lumi uni. Живет и работает в Петербурге. Изделия, созданные Аней, содержат отсылки к нордической эстетике и суровым, но завораживающим северным лесам.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Lumi uni, что переводится с карельского языка как «снежный сон», — это бренд коллекционной интерьерной керамики. Проект создан в начале 2021 года и логично продолжает мою основную художественную практику. Изделия сочетают в себе северную аскетичность, восхищение образом холодного северного леса – царства камней и озер, – а также размышления о значимости прикосновения как способа познания мира.
Объекты Lumi uni как будто рождены лесом и становятся его частью. Каждый предмет я леплю вручную, создавая характерную тактильную поверхность, напоминающую снежинки, бисеринки или мурашки на теле. Кропотливость и медитативность этого процесса имеют схожую природу с традиционными женскими практиками, такими как вышивка жемчугом головных уборов северных невест. Тема Севера — одна из основных для меня как в Lumi uni, так и в других художественных проектах.
Когда вы решили, что станете заниматься искусством и керамикой?
Быть художницей — это способ чувствовать мир. Не помню, чтобы когда-нибудь думала иначе. Так как мои родители тоже художники, они сильно повлияли на мое формирование, создав среду, которая говорила об искусстве в различных его проявлениях, а я впитывала все словно губка.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Я получила среднее и высшее художественное образование: училась в Российском колледже традиционной культуры на кафедре народных промыслов (специальность — художник лаковой миниатюрной живописи) и в Академии имени А. Л. Штиглица на кафедре художественной керамики.
Тема предметно-ориентированного искусства, в частности народного — это то, что я люблю и хорошо понимаю. Для меня важно физически включаться в процесс создания, поэтому создавать 3D-модели мне было бы невыносимо скучно.Во время обучения я соприкасалась с разными жанрами искусства, кафедрами и людьми, что позволило мне быть шире своей условной профессии художника декоративно-прикладного искусства. Это позволяет мне быть более свободной и в керамике: я часто использую техники, которые при первом взгляде кажутся не совсем технологичными, но на деле оказываются сильным художественным приемом.
Где вы работаете над своими проектами?
Сейчас в Петербурге. На старинном кирпичном заводе «Красная Звезда» у меня есть мастерская, которую мы снимаем совместно с мужем — художником Матвеем Корочкиным.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Сложный вопрос — они же все как дети. Если говорить именно про Lumi uni, то сейчас я люблю последнюю коллекцию керамики «Озера сумрачные», презентация которой прошла в концепт-сторе 3L Store в начале февраля. Сосуды и объекты можно посмотреть и приобрести там.
«Озера сумрачные» — это продолжение размышлений о теле северного леса. Предметы в коллекции – сосуды и объекты – запечатлели в себе образ вечернего лесного озера с мшистым дном. Кроме характерной для Lumi uni тактильной «мурашистой» поверхности, важной составляющей в серии стал цвет — холодный и напоминающий сумрачный небосклон.
Из более крупных интерьерных проектов мой любимый — это инсталляция «Капля за каплей», состоящая из 170 парящих фарфоровых элементов. Эта работа нравится мне тем, что она легко масштабируется: может организовать пространство в уютной маленькой квартире, а может стать доминантой в большом холле ресторана или отеля.
Какая у вас цель в творчестве?
Нет цели, но есть процесс. Для меня искусство — про определенный фильтр в душе, позволяющий видеть в мире поэзию, а в жизни — смысл.
Какие у вас хобби, и как они влияют на вашу творческую практику?
Я училась в музыкальной школе на классе хорового пения, и музыка — очень важная часть жизни для меня. Поэтому в художественной практике часто в качестве медиа присутствует звук, который помогает лучше раскрыть идею.
Еще я очень люблю лес. Думаю, это от бабушки — она всегда была грибником-ягодником и могла пропадать в лесных прогулках часами. Я с бабушкой, конечно, не сравнюсь, но долго без леса не могу. Моя любовь отражается и в искусстве.
Отдельная история — путешествия по России. Это невероятное вдохновение и ресурс для меня. Поездки зачастую несут не туристический характер, а, скорее, экспедиционный, исследовательский, а собранный материал потом включается в работы.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Кажется, что книги в современном мире — роскошь. Я читаю только литературу, необходимую для конкретного проекта, а все остальное слушаю во время работы. Любимая настольная книга в мастерской — про народные костюмы России. Вообще, большинство книг в моей домашней коллекции — про искусство, большие и с хорошими иллюстрациями.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Заметила, что в последнее время я психологически не воспринимаю серьезное кино, только сериалы и мультфильмы — это такая форма эскапизма как реакция на давящую реальность. Сейчас я неожиданно для себя заново открыла аниме. Из последнего, что понравилось — Hunter x Hunter. Это мультик, с которым познакомил меня муж. Мир там — яркий неожиданный сон, в котором приятно раствориться.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Чаще всего из запрещенной социальной сети :)
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
В момент ответа на эти вопросы я нахожусь в сысертской арт-резиденции «Лето на заводе» на Урале. Для меня эта поездка очень волнительная, потому что Урал, в частности Пермь — моя малая родина, в детстве часто и подолгу жила здесь у бабушки в гостях. Потом она переехала в Питер, и поездки на Урал закончились. Этим летом я снова здесь спустя 15 лет — накатывают воспоминания из далекого детства, что вызывает очень сильные чувства. Один из образов — это горы. Я ощущаю, как будто это мои далекие предки, чувствую поддержку от них. Думаю, теперь Урал тоже появится в моих работах.