«Лучшие идеи всегда рождаются в группе» Андреас Шутценбергер о дизайне скейт-площадок
и работе в России
15 октября в УСЗ «Дружба» на территории спорткомплекса «Лужники» прошел этап Кубка мира по скейтбордингу. Это событие, входящее в мировую серию крупнейших скейтборд-мероприятий, проходит в столице уже четвертый год подряд. Design Mate удалось побеседовать с создателем скейт-парка для прошедшего события, немецким дизайнером Андреасом Шутценбергером, который имеет огромный опыт дизайна площадок для скейт-мероприятий как в России, так и по всему миру.
Как Вы начали заниматься дизайном скейт-парков?
Я начинал 25 лет назад. Тогда я стал заниматься плотницким делом и одновременно начал кататься на скейте. В то время никаких площадок для скейтеров не существовало, и мы создавали площадки для себя, а пятью годами позже, то есть двадцать лет назад, мы начали зарабатывать этим. Я пришел к этому занятию постепенно.
То есть все началось с вашего увлечения скейтбордингом?
Все произошло случайно, я никогда ничего подобного не планировал.
Есть ли у Вас дизайнерское образование?
Нет, изначально я был плотником, а с годами втянулся в дизайн, все больше и больше времени посвящая этому занятию.
Было ли Вам сложно делать первые шаги в дизайне без специального образования?
Нет, мои плотницкие навыки оказались мне очень полезны с практической точки зрения. Я смотрел на процесс как строитель, а не как дизайнер. Первые площадки имели только одну цель — катание, тогда мы вообще не думали о дизайне. Мы просто строили себе площадку для катания, и все. И благодаря навыкам плотника я мог грамотно организовать постройку площадки. Первоначально все площадки выглядели одинаково. И только с годами их внешний вид становился все более важным.Важно то, что я не занимался этим в одиночку, лучшие идеи всегда рождаются в групповом процессе, когда команда задумывается о катании с, так сказать, философской стороны.
Сколько проектов реализовала Ваша компания за время своего существования?
Более тысячи. Чаще всего мы делаем 80-90 проектов в год. Все они очень разные по масштабу, какие-то больше, какие-то меньше.Что касается таких медийных мероприятий, как московский Кубок мира, при подготовке к подобным мероприятиям сталкиваешься с определенным набором проблем: это бюджет, специфика места, необходимость уложиться в срок. В данном случае мы были очень ограничены во времени. А нам всегда нужно учитывать огромное количество факторов. Если не иметь строительной подготовки, это может быть невероятно сложным. Когда начинаешь подобный проект, сначала всегда нужно собрать всю возможную информацию обо всех деталях, например, о том, где расположены входы на площадку и тд. Когда я три-четыре года назад впервые увидел фотографии Лужников, то подумал: «Здесь можно будет сделать нечто интересное!»
Вы остались довольны тем, что получилось в итоге?
Все вышло просто отлично. Я не мог лично увидеть, что получилось, так как был занят на другом проекте, но знаю, что были отличные отзывы в медиа. Я очень доволен тем, как сработала команда.
В Лужниках работала Ваша команда?
Нет, в этот раз все сделали мои чешские и русские друзья. Поначалу возникли некоторые сомнения относительно моей концепции и были идеи что-то изменить, но я отстоял проект, убедив всех, что я детально все продумал и все должно получиться отлично. И действительно, результат получился классным. Это не только моя заслуга: все члены команды хорошо потрудились, это была комбинация усилий многих людей.
Как возникла идея оформления скейт-парка в Лужниках?
Дизайн парка этого года был вдохновлен памятниками, которые я увидел в России. Меня очень впечатлили сооружения 1960-1970-х годов. Так что делать дизайн для парка в этом году было очень легко. Я просто смотрел вокруг и думал: «Вот то, что я всегда хотел воплотить в скейт-парке». Когда придумываешь дизайн для скейт-парка, многие вещи находишь на улицах. А у вас много прекрасных памятников, и я, конечно, ездил и смотрел их, запоминал. Если быть открытым и смотреть вокруг, то делать то, что я делаю — легко. Вокруг очень много источников вдохновения и идей. Еще раз хочу подчеркнуть, что полученный результат - это не только моя заслуга, хороший результат можно получить только тогда, когда много людей качественно делают свое дело вместе.
Как скоро Ваши работы можно будет снова увидеть в России?
Если в следующем году меня снова попросят сделать парк для Adrenaline или для Чемпионата мира, я с радостью возьмусь за это. Я очень комфортно ощущаю себя в России, у меня здесь много друзей, много поддержки. За годы работы у меня сложились здесь отличные отношения с людьми, так что, если моя помощь вновь понадобится, я, безусловно, приеду.С точки зрения развития скейт-индустрии России еще предстоит пройти большой путь, однако за последние годы уже очень многое меняется. Россия становится все более заметной на мировой скейт-арене. Здесь есть хорошие конкурсы, очень сильные скейтеры. Развитие происходит благодаря тому, что в России есть серьезный подход к делу. Десять лет назад такого не было, и с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону.Первый скейт-парк в России я оформил в 1999 году. Это был скейт-парк Adrenaline, самый большой в России и один из крупнейших в Европе. То есть я знаком с российским скейтбордингом уже давно, в России я осуществил уже 34 проекта. Я всегда очень рад видеть российских скейтеров на европейских чемпионатах, потому что их появление там — следствие, в том числе, и моей работы. Значит, я сделал для них хорошие площадки, и помог им развиваться, чем по-настоящему горжусь.