Q&A: Александр Гордеев
Александр Гордеев — молодой художник и модель. Первая персональная выставка Александра состоялась в галерее betweenwindows в феврале, его работы также были представлены на групповом проекте Abstract Mind 2020 в Корее. На подиум Александр Гордеев выходил в рамках модных показов Lemaire, Kenzo, Les Benjamins, Yohji Yamamoto.
В какой технике / стиле ты работаешь?
Я занимаюсь наивным искусством и считаю его самым искренним стилем. Сейчас мой фокус — на поэзии, словах, лингвистике. Мне интересно, как родной язык повлиял на мое мировоззрение и восприятие красоты.
Когда ты решил, что станешь заниматься искусством?
С детства я хотел рисовать, но не умел: в художественную школу я не ходил, а в моем детском понимании художник обязательно должен был владеть академическим рисунком. На уроках рисования в обычной школе я срисовывал через копирку разные объекты на заданную тему — на тройку-четверку хватало. Начав работать моделью в Европе и Азии, я покинул казанское консервативное окружение — и открыл для себя современное искусство. На мой взгляд, самый важный его аспект — это отсутствие четкого определения, что вообще можно считать искусством.
На кого ты учился и как это отразилось на твоем творчестве?
Я окончил академию ветеринарной медицины в Казани. Строение живых организмов, растений и природные процессы по сей день подпитывают мою внутреннюю философию. Мне нравилось разбираться в строении тела человека, животных, понимать, как они работают. В своих творческих исследованиях я сохранил эту тенденцию к деконструкции, но уже объектов другого уровня — абстрактной мысли и идей. Из биологии в творчество также перекочевала моя любовь к деталям.
Где ты работаешь над своими проектами?
Последние 4 года я, в буквальном смысле слова, жил на чемоданах: у меня не было своего места, а к родителям в Казань я возвращаться не хотел. Такой образ жизни — «по друзьям и отелям» — в сильной степени повлиял на мой ритм и стиль работы. Я полюбил рисовать и писать в самолетах: во время любой долгой поездки у меня создается странное ощущение вакуума, когда время перестает существовать и становится неважным, кем я являюсь и где нахожусь. Вот такое самосознание, с ним я и работаю. Точней — с мыслями и идеями, посещающими меня в этом состоянии.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Это всегда мои последние работы, так как они точнее отражают мое текущее состояние. С каждой новой работой я стараюсь глубже проникнуть в суть вещей. Это перекликается с моей любовью к познанию — когда у меня получается осознать что-то, чего я не понимал раньше, я просто ликую. Кроме того, среди проектов, повлиявших на развитие моего творчества, могу назвать концептуальную поэзию: например, стих «Буквы моей руки», в котором каждая строка свидетельствует о том, какой рукой она была написана.
Какая у тебя цель в творчестве?
На данный момент, деконструировать саму суть мысли. Это сложная система — я пытаюсь понять, как она устроена, достичь абсолюта, а после пересобрать во что-то новое. Человек делает это с материальными объектами, а я хочу — с абстрактными понятиями. Зачем? Мне интересно смотреть на вещи с разных сторон и позиций, ведь это углубляет мое понимание, но для начала нужно найти эти «другие» стороны, чем я и занимаюсь.
Чем ты сейчас увлекаешься и как это влияет на твою художественную практику?
Мне всегда нравилось искусство, взаимодействующее со зрителем. Сейчас я увлекся изучением антиномий и парадоксов — всегда любил головоломки и ребусы, так как они требуют полного внимания и самоотдачи. Под их влиянием я уже создал работу-парадокс «Эта работа еще ни разу не продана», которая начнет противоречить себе сразу после покупки. Создавая копию этого объекта, я изменю название на «Эта работа уже продана X раз», что в целом не соответствует законам физики: каждый раз это просто новая работа, но в рамках идеи я создаю единую концепцию, которую эксплуатирую много раз.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
«Современный русский язык» — пособие для филологов, “Kazuo Ohno’s world from without and within” — биография Кацуо Оно, одного из создателей японского танца модерн Буто, который я практикую и изучаю в Токио, и “L’esthetique du suicide” — книга об эстетике самоубийства в искусстве, поэзии, культуре. Последнюю читаю достаточно медленно — мой французский не такой свободный, как хотелось бы.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и можешь порекомендовать.
Переснятая «Суспирия» Лука Гуаданьино — очень красивый танцевальный фильм ужасов.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Из инстаграма.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Оказалось, что качественные домашние ароматизированные свечи — это очень крутая вещь. Раньше всегда скептически к ним относился.