Первая профессия: шесть фэшн-дизайнеров с архитектурным образованием
Что общего у Тома Форда и Вирджила Абло, у Пьера Кардена и Густаво Линса, кроме того, что все они – «звезды» от мира моды? Прежде, чем заняться модой, они изучали архитектуру и теперь активно используют свои знания в работе над фэшн-коллекциями, возводя, своего рода, архитектуру в миниатюре.
Том Форд
Американский дизайнер и кинорежиссер Том Форд получил широкую известность во время работы в доме моды Gucci, но до этого учился архитектуре в школа дизайна Parsons. В последний год обучения он вдруг решил переключиться на моду. В интервью изданию The Independent Форд рассказывал: «Однажды я проснулся и ужаснулся. Что я делаю? Архитектура, я имею в виду работа над архитектурным проектом, – это слишком серьезно. Но вот мода – это тот оптимальный баланс между искусством и бизнесом, к которому я стремился». Несмотря на решения отказаться от профессии архитектора, Форд не раз подчеркивал огромное влияние, которое эта сфера оказывает на его работы. Своим главным вдохновителем он называет Людвига Миса ван дер Роэ, отмечая: «Утонченный минимализм ван дер Роэ – это то, что возбуждает меня как дизайнера». Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть фильм Форда «Одинокий мужчина», действие которого происходит в Лос-Анджелесе 1960-х годов.
Пьер Карден
Французский модельер итальянского происхождения не нуждается в представлении. С 14 лет он работал помощников портного, но вместе со швейным делом и дизайном активно изучал архитектуру. На последнем семестре обучения он понял, что хочет заниматься только модой. Поначалу работал в ателье Жанны Пакен и Эльзы Скьяпарелли, а потом – у Кристиана Диора. В работе над собственными коллекциями Карден использовал непривычные синтетические материалы и архитектурные формы: его платье-шар цитируют до сих пор. Как истинного архитектора, его всегда интересовали сложные формы и структуры, куда больше, нежели женские формы. Карден вошел в историю моды абстрактным, геометризованным дизайном платьев, которые иначе, как архитектурой малых форм, не назовешь.
Густаво Линс
Выучившись на архитектора, бразилец Линс решил обратиться к моде: работать со льном и шелком нравилось ему куда больше, чем со стеклом и сталью. Прежде, чем запустить собственную линию одежды в 2003 году, он успел поработать с главными звездами индустрии Джоном Гальяно, Луи Виттоном и Жаном-Полем Готье. l'Atelier Gustavolins подчеркивает единство архитектуры и моды. Дизайнер активно использует драпировки, а за основу берет образ традиционного японского кимоно. Японская архитектура для Линса один из главных источников вдохновения, а начинается она, уверен дизайнер, с ковров татами.
Дженни Греттве
Шведский дизайнер получила степень магистра архитектуры в Мельбурне, потом училась в Швеции. Она выиграла несколько архитектурных конкурсов, и ее работа демонстрировалась во время Триеннале архитектуры в Осло. И все-таки девушка чувствовала, что еще не обрела то, что искала. Она стала заниматься модой и так рассказывала о своем опыте: «Работать здесь нужно куда быстрее, но я не чувствую никаких ограничений, я могу использовать все свои навыки и чувствую себя как дома». И все-таки ее опыт в архитектуре тоже никуда не исчез: даже свою студию Grettve Design она называет «шведской архитектурной студией моды».
Омер Асим
Суданский дизайнер Омер Асим прежде, чем оказался в мире моды, успел попробовать многое. Он окончил архитектурную школу Бартлетт и аспирантуру Лондонской школы экономики и политических наук и даже работал в составе ООН, и все-таки именно архитектура стала для него главным вдохновителем. У разработанной им одежды всегда сложная структура и геометрические формы, а в инстаграме у дизайнера фотографий зданий ничуть не меньше, чем снимков собственной одежды.
Вирджил Абло
Прежде, чем поступил на факультет архитектуры Иллинойского технологического института, Абло изучал инженерное дело, а получив диплом два года работал в архитектуре. «Я хотел построить небоскреб, потому что понял: если ты можешь сделать такое высокое здание, то тебе по силам придумать и ложку», — говорил он потом в интервью. В модной индустрии Абло оказался из-за Канье Уэста: музыкант искал дизайнера, который нарисовал бы ему символику, и кто-то из знакомых посоветовал Вирджила. Потом закрутилось: сначала Абло поехал в Рим на стажировку в Fendi, а потом основал личный бренд Off-White. В своей работе он то и дело обращается к архитектурным формам: так, в основу кроссовок Air Force 1 лег образ виллы Савой Ле Корбюзье, а сложная структура дома в Бордо авторства Рема Колхаса легла в основу модели React.