Просто космос: Zaha Hadid Architects построит филармонию в Екатеринбурге
Уже неделю город взбудоражен новостью о реконструкции здания Свердловской государственной филармонии. Казалось бы, что будоражащего в этом обычном для мегаполиса событии, однако необычен здесь проект, победивший в международном конкурсе, а именно - Sverdlovsk Concert Hall от архитектурного бюро Zaha Hadid под руководством Патрика Шумахера.
Работы ирако-британского архитектора Захи Хадид никогда не оставляли критиков равнодушными, вызывая либо восторг, либо абсолютное неприятие. Её вычурный стиль зданий, ассоциирующийся то с комическими кораблями и футуристическими абстракциями, то с плавными перепадами песочных волн пустыни, невероятен, но редко композиционно уместен.
Сочетание современной английской экспрессии и выразительности фактур с восточной эстетикой перетекающих друг в друга форм, делающее здания Хадид зачастую откровенными и вызывающими, порождало бури критики на протяжении всей её жизни. Так, в 2013 году проект футбольного стадиона в Катаре, спроектированный Захой Хадид к ЧМ 2022 года, был признан критиками и прессой эротичным и неметафорично напоминающим женские половые органы.
Хадид отреагировала эмоционально, сообщив, что на проект её вдохновили арабские лодки доу, а всё остальное - лишь фантазии журналистов: «На самом деле унизительно, что они выдумали такой нонсенс. Что они вообще говорят? Всё, у чего есть отверстие, — это вагина? Это нелепо. Если бы стадион спроектировал мужчина, никто бы о таком не подумал». Ту же реакцию критиков получил и проект Национального стадиона Японии, который, в отличии от стадиона Катара, был принят с большими оговорками из-за открытого обращения архитекторов страны, призывающего запретить строительство: «…стадион Захи Хадид похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё…»
Разумеется, подобная жаркая, экспрессивная архитектура нашла не много положительных откликов в северном осеннем Екатеринбурге, городе, привыкшем к небоскрёбам на фоне памятников конструктивизма. Дизайнеры, политики, философы, архитекторы, журналисты, общественные деятели высказываются в соц.сетях, рассматривая проект со всех сторон в поисках неожиданных ассоциаций:
Как обосновывают свалившуюся в Средиземное море летающую тарелку с мусульманами-беженцами из космоса архитекторы из Zaha Hadid Architects, чтобы втюхать неликвид свердловчанам? Обсуждаемая в контексте планов стройки нового зала филармонии архитектура параметризма Екатеринбургу не просто не помешает, она обязательно нужна! Это великое достижение инженерной и художественной мысли, вобравшее в себя некоторые лучшие черты и идеи от модерна, конструктивизма, брутализма. Так же пригодится и архитектура деконструктивизма. Но внедрять её надо грамотно, а нет так, как сейчас. Чтобы это не выглядело издевательством, карикатурой.
Вначале подумалось, что на крышу зимой насыплет снега. Будет сугроб. Весной он наверняка протечет. Так что будут копошиться на крыше веселые и недорогие рабочие в цветастых жакетиках. Будет напоминать коробочку хлопка – всю в шмелях. Появится динамика. Но садятся ли шмели на хлопок? Оставим это … белый сугроб крыши с копошащимися на ней яркими дворниками, возможно, приманит туристов своей экзотикой. Потом они приедут еще – и станут иностранными студентами. Изучат эти края. Напишут диплом. Мол, жили тут некие уральцы. Строили храмы на воде, как даяки. Потом сели на летающие тарелки и куда-то улетели. Только одна осталась. Поломалась, наверное. Снегом ее занесло. Но какая внутри играет музыка – просто непостижимо…
Нынешнему зданию филармонии уже 102 года. Новое будет строиться на никак не меньший срок - не только для нас, для наших детей, внуков, правнуков и праправнуков. И всё это время новое здание филармонии должно быть современным, привлекательным, волнующим. Ведь главное в любом виде искусства - оно не должно оставлять равнодушным. И потрясающий проект бюро Захи Хадид у нас, в филармонии, не оставил равнодушным никого. Я не встретил ни единого коллеги, кто предпочёл какой-то другой проект. Все были в восторге именно от этого! И в день оглашения решения комиссии мы, артисты, очень переживали - ну выберите его, выберите! Верим в то, что его смогут у нас построить. И с открытием нового комплекса, своеобразного арт-пространства, мы ожидаем как наших постоянных слушателей, так и много-много новых гостей, кого заинтересует эта современная космическая архитектура практически 22-го века.
Музыка, звук, свет – всё распространяется волнообразно.
… объявили итоги международного конкурса на разработку эскизного проекта акустического зала Свердловской филармонии. Второе место получил проект от ALVISI KIRIMOTO PARTNERS S.R.L. (Италия), третье — Robert Gutowski Architects (Венгрия). Мой фаворит на первом месте. Это проект от Zaha Hadid Architects (Великобритания). Пока это только концепция, эскиз. В итоге будут все же выбирать из трех победителей один наиболее реализуемый. Очень надеюсь, что этот.
2 Место. Проект ALVISI KIRIMOTO PARTNERS S.R.L. (Италия)
3 Место. Проект Robert Gutowski Architects (Венгрия)
Какой из проектов-победителей в итоге будет реализован к 2023 году пока неясно. Для каждого из них есть немало технических препятствий в условиях брутального снежного Урала, не говоря уже об общественном негодовании по поводу деконструкции сада им. Вайнера и сноса пятиэтажки, жители которой уже пишут прошение президенту разобраться с любителями искусства. Тем же, кто позитивно отнёсся к проекту от бюро Zaha Hadid, остаётся лишь занять выжидательную позицию и надеяться увидеть «летающую тарелку» в центре города.
Хотели бы вы посетить филармонию от Zaha Hadid Architects?