Как дизайнеры воплощают идеи wellness в офисном пространстве
Тенденции в организации офисного пространства все время меняются: сначала это была мобильность, затем технологичность, и вот теперь во главу угла встает благополучие. «Офис будущего должен многому учиться у индустрии гостеприимства, – уверена дизайнер Илзе Кроуфорд, – это должно быть место, где человеку будет комфортно находиться и творить. Мы должны уйти от образа "белых воротничков", образа человека-машины, и сконцентрироваться на эмоциях и чувствах». Дизайнеры решают этот вопрос, обращаясь к четырем составляющим.
Воздух
Низкое качество воздуха – одна из главных проблем современного мегаполиса, и если в частном доме она решается с помощью классического воздухоочистителя, то, проектируя wellness-офис, приходится прибегать к более сложным мерам. Архитекторы SOM разработали для штаб-квартиры JTI гибридную систему вентиляции и фильтрации воздуха. Установленная в потолочных нишах, она «чистит» воздух от пыли и загрязнений с помощью воды. Кроме того, система вентиляции работает с различной интенсивностью в зависимости от того, сколько людей в комнате. Это позволяет не перегружать систему без надобности и контролировать необходимые для очистки воздуха ресурсы.
Но чистый воздух это еще не все. Важно, чтобы его было много. Последние исследования доказывают: чем выше потолки, тем более свободным чувствует себя человек, а значит он открыт новым знаниям и может мыслить абстракциями, что просто необходимо, если вы работаете, например, в сфере инноваций и технологий.
Освещение
Помимо жесткого контроля качества осветительных приборов (особенно, если дело касается светодиодов) и нормативных требований к освещению рабочих мест, wellness призывает светодизайнеров работать и на более сложных уровнях. Естественное освещение и его имитация, формирование с помощью света комфортных расслабляющих зон – теперь все это заботит проектировщика не меньше, чем необходимое количество света на кубометр пространства.
Так, светодизайнеры бюро Arup использовали в собственном бостонском офисе в качестве источника света потолок. Равномерно распределив по нему невидимые глазу светодиоды, они сконструировали имитацию естественного света, разлившегося ровным полотном по всей поверхности. Система настроена под циркадные ритмы и меняет интенсивность и оттенок света в зависимости от времени суток: в середине дня оттенки более холодные, а к вечеру освещение «теплеет». Специалисты Lutron, в свою очередь, использовали в проекте штаб-квартиры ASID автоматизированную систему освещения, которая реагирует на количество света снаружи и, таким образом, делает свет оптимальным внутри, либо приглушая его, либо, напротив, добавляя яркости.
Вода
Water Dispenser, фото: Dornbracht
Разумное использование воды, особенно в общественных и офисных пространствах, – одна из главных забот человечества, и влиятельные бренды стараются не оставаться в стороне от общей проблемы. Так, немецкий бренд Dornbracht стал одним из участников запуска инициативы WELL (Water Effiency Label, «Знак эффективности использования воды»), направленной на эффективное использование и сбережение воды. Смысл в том, чтобы внедрить в индустрию добровольную систему классификации санитарного оборудования и сделать ее признанным европейским стандартом.
Вместе с тем, пока общественные инициативы направлены на то, чтобы сократить бессмысленное потребление воды до минимума, поборники здорового образа жизни заботятся о том, чтобы вода была, в первую очередь, качественной. Чтобы удовлетворить этот запрос, специалисты Dornbracht придумали способ получить питьевую воду в любое время с помощью специальных дозаторов Water Dispenser. Простая в использовании система состоит из гарнитуры, фильтра и бака для горячей воды. В считанные секунды дозатор подает фильтрованную воду нужной температуры: почти кипящую (93°C) или холодную. Выстраиваться в очередь к офисному чайнику теперь совсем не обязательно: заваривать чай можно водой из-под крана, уже очищенной и оптимальной температуры.
Комфорт
Чтобы сделать рабочее пространство комфортным, архитекторы прибегают к множеству уловок. Так, работая над проектом штаб-квартиры JTI, архитекторы SOM придумали разместить по всему пространству красочные полотна художника Лиама Гиллика. Дополненные захватывающей панорамой Женевского озера, они «работают» на создание дружественной среды, которая едва ли ассоциируется с бездушным опен-спейсом, к которому мы так привыкли. Зелень или, скажем, океан за окном всегда играют архитектору на руку, но в современном мире это слишком большее везение, отсутствие которого приходится компенсировать комнатными цветами и снимками живой природы.
Влияние цвета на настроение тоже никто не отменял, и архитекторы придают колористике все больше значения: белый делает пространство больше и «воздушнее», синий и черный позволяют сконцентрироваться на задаче, а древесно-коричневый добавляет теплоты и уюта. В сочетании с натуральными материалами (в первую очередь, речь идет, конечно, о дереве) и обилием зеленых растений правильный цвет позволяет создать безопасное и спокойное пространство, которое не раздражает и дает ощущение благополучия, того самого «хорошо», которое и заключено в простом слове wellness.