Обои: расцвет, упадок и возрождение
За долгую историю своего существования обои не раз подвергались критике, то за собственную недолговечность, то за подражательный характер. Почти всегда они старались походить на что-то другое помимо бумаги: гобелены, бархат, ситец, деревянную обшивку, каменную кладку или фрески. Это делало их как доступной заменой дорогостоящим материалам, так и поводом для презрительных насмешек по поводу дешевой имитации.
В Европе обои появились в XV веке: представители элиты, которые не могли позволить себе дорогостоящие гобелены, начали вешать на стены декоративные бумажные панели, прикрепляемые вначале к тканому полотну, а потом к стене с помощью медных гвоздиков. Бумага в то время тоже не была дешевым материалом: ее производство требовало ручного труда и занимало немало времени. Поэтому и гобелены, и обои в интерьерном декоре оставались признаком статусности и благосостояния владельца.
Сначала обои импортировали из Китая, но к началу XVIII века их также стали поставлять из Франции. В XVIII веке обои разделились на два класса: английские и французские. Английские обои были простыми, с лаконичным геометрическим узором, французские же представляли собой гораздо более сложную композицию. Они были украшены богатыми цветочными орнаментами и мотивами, наследуемыми из гобеленов.
В Англии французский стиль получил развитие благодаря Джону Баптисту Джексону, который в 1725 году отправился в Париж, а затем в Италию, где проникся глубоким интересом к дизайну итальянского Ренессанса. В 1746 году Джексон вернулся в Англию и предпринял попытку добавить в английский дизайн обоев свежую энергию.
С началом XIX века настала очередь Англии вершить революцию. Здесь была запатентована печатная машина, позволяющая печатать обои в промышленном масштабе. Цены на них упали и, к разочарованию элиты, обои стали доступны для представителей рабочего класса. Всеобщую популярность и широкое распространение они завоевали быстро. В Англии викторианской эпохи миссию по восстановлению хорошего вкуса и внимания к ремесленному мастерству пришлось взять на себя Уильяму Моррису и Оуэну Джонсу.
Моррис возглавил движение ремесленников Arts and Crafts и оказал значительное влияние на развитие дизайна. В дальнейшем элементы его стиля также переняли представители ар-нуво из Франции, Бельгии и Германии.
К началу XX века паттерн-дизайн подвергся натиску модернистской суровости. Ле Корбюзье ненавидел обои. Он провозглашал: «Каждый житель должен заменить обои на побелку». Тем не менее, обоям удалось выдержать критику: они остались одним из самых популярных видов настенного декора.
Обои будущего
Сегодня изменчивая сущность обоев становится их главным плюсом. В постоянном экспериментировании с техническими новшествами дизайнеры открывают для себя новые способы взаимодействия с материалами, и за бумагой видится большой потенциал. В 2004 году сестры Мария и Екатерина Ящук основали в Лондоне компанию Meystyle и создали первые в мире светящиеся светодиодные обои. За ними последовали MIT Media Lab, Philips и Инго Маурер.
Обои, которые мягко светятся ночью благодаря флуоресцентной краске, можно заказать у Flat Vernacular, а шведский дизайнер Камилла Дидрих в 2009 году создала светящиеся обои Nature Ray Charles Wallpaper с использованием оптоволокна.
Популярны и самоклеящиеся обои, например настенные наклейки от Blik, которые легко снять и перевесить в другое место. Есть обои, которые меняют цвет благодаря воздействию тепла, а Architects Paper создали, помимо светящихся, магнитные обои и Stoneplex — коллекцию бумажных обоев с нанесенным поверх микрослоем травертина, бетона, песка или сланца.
Так, обои отлично вписались в современную действительность благодаря своей пластичности. Сегодня они обрели новые функциональные черты, и нам остается только гадать: что же будет дальше, и как обои будут меняться по мере совершенствования технологий.