Сила тока: шесть концепций
электромобилей будущего
Взгляды автомобильных дизайнеров в едином порыве устремлены в безоктановое будущее, но путь к этой цели каждый видит по-своему. Прототипы грядущих моделей электромобилей рассказывают нам о разных подходах к развитию транспорта: продолжение существующих дизайнерских решений, поиск принципиально нового видения экстерьера и даже возврат к истокам автомобильной индустрии.
Faraday Future FFZERO1
Сложно сосчитать, сколько «айфонов», «вольво», «ленд-роверов» и «найков» было выпущено под неизвестными китайскими марками. В последние годы ситуация стала меняться: на рынке мобильных устройств молодые гиганты типа Xiaomi и LeEco наступают на пятки именитым игрокам, модельеры JNBY продвигают в массы азиатскую эстетику, а Faraday Future грозит пока еще некрепким кулачком производителям суперкаров. Суммарная мощность четырех электромоторов FFZERO1 составляет более 1000 лошадиных сил, до 100 км/ч автомобиль должен будет разгоняться менее чем за 3 секунды, а максимальная скорость составит 320 км/ч.
Результат работы дизайнерского отдела Faraday Future не слишком далеко ушел от проектировщиков других суперкаров. В концепте FFZERO1 на первом месте стоят аэродинамика и агрессивные линии кузова, однозначно намекающие на высочайшую скорость доставки владельца из пункта А в пункт Б. Желательно, чтобы оба пункта находились в пределах гоночного трека. К свежим решениям можно отнести одноместный салон со стеклянной сферой вместо крыши, заигрывающий с мультяшными батискафами. Faraday Future мы сможем наблюдать на дорогах с такой же периодичностью как продукты Lamborgini, Bugatti и Koenigsegg — чаще всего в Дубаи, чуть реже в Майями, Ницце и престижных районах Москвы.
Porsche Mission E
Компания Porsche представила концепт своего первого четырехместного электрического автомобиля под названием Mission E. Инсайдеры сообщают, что до массового производства этой модели осталось недолго — новое поколение хэтчбека Panamera вырастет в размерах и освободит место в линейке для серийного электромобиля. Шоу-кар получил полноуправляемое шасси, полный привод с системой векторизации тяги и систему из двух электромоторов общей мощностью более 600 л.с. Они разгоняют автомобиль с места до сотни за 3.5 с, а до 200 км/ч — за 12 с. Запас хода превышает 500 км.
В Mission E с первого взгляда угадывается работа дизайнеров Porsche. Силуэт, нос и задняя часть с небольшим спойлером вызывают в памяти модель 911, разве что у новинки есть задние дверцы без средней стойки, раскрывающиеся против хода. Несмотря на классическую форму корпуса, искать намеки на новейшие технологии в Mission E долго не приходится. Спереди матричные светодиодные фары, формой напоминают другие модели Porsche, но вписаны в воздухозаборники, а решетка радиатора за ненадобностью отсутствует. Сзади, чуть ниже спойлера, под слоем стекла светится имя производителя — дизайнеры посчитали разумным отказаться от металлических шильдиков в пользу светодиодных ламп.
BMW Next 100
В день своего столетия компания BMW представила концепт-кар Vision Next 100, проиллюстрировав им вектор развития дизайна и функциональности баварских автомобилей. Производитель отмечает, что «электромобильность» остается устойчивым трендом, и все больше компаний делают ставку на экологичный транспорт. В концепте Vision Next 100, кроме ходовых особенностей и нового языка дизайна, представлена «система управления будущего», которая должна будет подстраиваться под желания водителя. Если нужно, она сможет предоставлять максимум сведений об окружающей обстановке для принятия решений в ручном режиме управления, либо минимизировать дорожную информацию при включенном автопилоте. Производитель рассчитывает, что в будущем автомобили BMW будут полностью автономными и даже лишатся традиционного рулевого колеса, обзаведясь выдвигающимся при включении ручного управления штурвалом. Представленный прототип — вовсе не одноразовый концепт от дизайнеров-энтузиастов. В компании отмечают, что Vision Next 100 построен собственными подразделениями без привлечения сторонних ателье, а использованные решения мы увидим через 3-4 поколения в 5-й серии BMW.
Кузов BMW Vision Next 100 — пример полного переосмысления автомобилей будущего. Из прошлого и настоящего концепту достался разве что форм-фактор — четырехдверное купе, отражающее спортивное наследие бренда. Внешние размеры электрокара напоминают BMW пятой серии, внутри — простор седьмой. Это стало возможным благодаря использованию компактного электродвигателя и установке элементов питания под полом. Корпус концепта сделан из пластика, а колеса закрыты подвижной конструкцией, которая, подобно чешуе, сдвигается при прохождении поворотов. Все это выглядит необычно, но с учетом перспективных технологий кажется разумным. Чтобы в таком футуристичном дизайне не потерять связь с реальностью, дизайнеры оставили спереди массивные воздухозаборники и решетки радиатора, пусть даже последние не требуются электромобилям.
Chevrolet Bolt EV
Внешний вид Chevrolet Bolt EV показывает нам, какими будут массовые электрокары ближайшего будущего. Эта модель получила узнаваемые черты актуального поколения Bolt, лишь немного изменив пластиковые обвесы, оптику и остекление. Отказ от кузова хэтчбэк в пользу компактного кроссовера лишь подчеркивает стремление производителя к семейным ценностям и удобству повседневного использования.
Chevrolet Bolt EV запросто может стать шпаргалкой для начинающих дизайнеров, которым дали домашнее задание подготовить концепт автомобиля из ближайшего будущего. Рецепт простой: взять семейный автомобиль (желательно хэтчбэк или компактный кроссовер), добавить корпусу плавные переходы и декоративные изгибы, увеличить стекла для придания дополнительного объема в салоне, усложнить форму оптики, избавиться от решетки радиатора или оставить ее с минимальной толщиной в декоративных целях. После концептов BMW, Porsche и Faraday Future, электромобиль Chevrolet Bolt EV выглядит очень приземленно, но именно такие модели чаще всего мы будем видеть на дорогах. Производитель делает ставку на доступность и массовость, а не выдающиеся показатели скорости, дизайн или технологии автономного управления.
Rolls-Royce Vision Next 100
Концепт Rolls-Royce Vision Next 100 демонстрирует нам люксовые автомобили через несколько десятков лет. Повышенный дорожный просвет, отодвигающий на второй план аэродинамические показатели, по-велосипедному тонкие шины для идеальных дорог, отсутствие водительского места и органов управления и обилие цветной подсветки снаружи и внутри автомобиля. В своем видении будущего производитель делает ставку на электродвигатели, приоритет комфорта над аэродинамикой и ходовыми качествами, а также на искусственный интеллект, основанный на голосовых технологиях, что позволит полностью отказаться от каких-либо управляющих элементов.
Взгляд на Rolls-Royce Vision Next 100 вызывает только один вопрос: зачем дизайнер принес на работу школьный рисунок своего сына? Этот концепт — пример того, как сложно предсказывать будущее представителям консервативного рынка люксовых товаров. Там, где сегодня мы видим вызывающую трепет роскошь, в прототипах показывают несуразную эклектику, а массивные элементы капота абсолютно не гармонируют с тонкими колесами и по-спортивному задранным задом. Дизайнеры компании стараются держаться за классические решения типа формы фар, решетки радиатора, дерева, кожи и шерсти в отделке, но опрометчиво соединяют их с возведенной в абсолют футуристичностью форм, избыточной подсветкой и карбоном. Наверное, одним из наиболее удачных дизайнерских решений в Vision Next 100 стало горизонтальное расположение отсека для чемоданов в том месте, где обычно находятся бензиновые двигатели.
Morgan EV3 UK 1909 Edition
В честь 100-летия автопроизводителя Morgan и сети торговых центров Selfridges будет выпущено 19 экземпляров электромобиля EV3 UK 1909 Edition. Его стоимость составит 52 500 фунтов стерлингов (примерно 4.5 млн рублей), за эти деньги покупатель получит также набор эксклюзивных предметов одежды и аксессуаров от Globe-Trotter, Richard James, Alexander McQueen, Dents: это чемодан, твидовый пиджак, перчатки, ботинки, шлем, куртка, очки и прочее. Двухместный кабриолет EV3 UK 1909 Edition обыгрывает эстетику трициклов Morgan, выпускавшихся в первой половине прошлого столетия, разве что бензиновый двигатель уступил место электрической установке. Предположительно Morgan EV3 получит 63-сильный электромотор и литиевую батарею 20 кВтч, которая обеспечит запас хода до 241 км. Скорость 100 км/ч трехколесный автомобиль будет набирать менее чем за 9 секунд, а максимальный разгон составит 145 км/ч.
Morgan EV3 UK 1909 Edition — идеальный пример того, как органично новейшие технологии могут вписаться в «хорошо забытое старое». С одной стороны кажется, будто перед нами раритетная модель, на денек выкаченная из гаража педантичного коллекционера, с другой — присмотревшись, ты понимаешь, что от нее веет новизной. Трехколесный электрокар в стилизованном под ретро корпусе сверкает латунными переключателями и болтами. В его отделке использовались классические британские материалы. Отсутствие модных экранов, подсветок и датчиков пошло на пользу этой модели, и она смотрится органично. Хотя бы в штучных экземплярах такие эксперименты имеют право на существование, хотелось бы видеть больше примеров такой успешной интеграции передовых разработок в дизайнерскую классику.