
Как делать дизайн для инновационных продуктов: пример резидентов «Сколково»
29 июня 2019 года, в Международный день промышленного дизайна, в рамках 4-го выпуска проекта «Дни промдизайна в Сколково» пройдет выставка и питч-сессия, объединенные названием «Истории успеха». На них представят пять лучших проектов компаний-резидентов российской долины инноваций — в сфере освоения космоса, биомедицины, IT, энергетических и ядерных технологий. А на одноименной выставке гости смогут познакомиться с фотографиями и историями самих разработок и команд, стоящих за их созданием.
Куратор проекта «Истории успеха», дизайн-директор тульского завода «Октава» Владимир Шипилов, рассказал нам о том, как делать дизайн для инновационных продуктов, — на примере кейсов резидентов Сколково.
Понятие «инновация» в обиходе означает воплощение творческой идеи. Однако это отражает только часть смысла: инновация — это нововведение, которое значительно повышает производительность действующей системы. Дизанеру важно обратить внимание на два основных требования, которыми должен обладать продукт: воплощение и эффективность. Без этих двух составляющих разработка инновационного продукта не имеет смысла. Меня радует, что число проектов, в которых промышленных дизайнеров и дизайнеров иных специализаций интегрируют в ядро команды и проходят с ними путь с начала зарождения идеи до ее воплощения, неуклонно растет.
Scanme
Удачный пример – НПО «СпортМедПрибор», резидент сколковского кластера «Биомед», который занимается разработками в области естественных и технических наук. Сотрудничество с компанией «СмирновДизайн» позволило вывести на рынок аппарат функциональной диагностики нового поколения Scanme. Предложенное решение — замкнутая форма корпуса с крышей и расположение компонентов вокруг человека, проходящего тестирование, — максимально оправдало ожидания клиентов. Скорость и точность диагностики повысились, а футуристичный внешний вид и дружелюбный интерфейс сократили сроки окупаемости прибора до 10 месяцев и увеличили размер среднего чека в 2,5 раза. «Дизайн подчеркивает научно-технические характеристики Scanme и соответствует критериям современного оборудования на несколько лет вперед», — подтверждает директор по развитию продукта Алексей Антоненков.
WATTS Battery LTD
Резидент кластера «Энерготех» компания WATTS Battery LTD занимается разработкой устройств в области «зеленой» энергетики. Их флагманский продукт — универсальное модульное устройство электрообеспечения, работающее с подключением солнечных панелей. «Мы рассматриваем дизайн не как стилизацию корпуса, а как неотъемлемую часть инжинирингового процесса, при котором создается удобное, решающее реальные проблемы устройство, — говорит генеральный директор Юрий Власов. — Дизайн-процесс должен быть внедрен в разработку на самых ранних стадиях, еще при работе над концепцией. Именно этой идеи мы и стараемся придерживаться».
WATTS — первая в мире мощная батарейка, которая питает энергией небольшие приборы и целые здания. Она умеет запасать энергию и использовать ее по необходимости. Грамотный дизайн WATTS Battery позволил охватить потребителей, которые хотят начать пользоваться альтернативными источниками энергии, но не готовых разбираться в сложных технических нюансах. Минималистичный облик прибора и управление одной кнопкой позволили компании заключить несколько выгодных партнерских соглашений и привлечь первых инвесторов, вложивших в развитие WATTS Battery LTD 1 млн долларов.
Чтобы обойти конкурентов, нужно внедрить дизайн как культуру, использовать его не ступенчато, а перманентно. Что же касается практических соображений, то дизайн должен ощущаться на уровне «гена» продукта: стиль должен быть не нарочитым, но узнаваемым, вдохновлять и быть желанным. При этом, для каждой категории продуктов есть свои особые требования. Дизайн-идея должна быть понятна пользователю с первого общения, она должна расширить представления о мире, в котором он живет, дать новую точку наблюдения. Ключом к этому являются глубинные пользовательские исследования и выявленные в них инсайты. Владимир Шипилов

«МУЛЬТиКУБИК»
Серия портативных кинотеатров для всей семьи от компании «МУЛЬТиКУБИК»/CINEMOOD — удачный пример как раз такого подхода к дизайну. Миссия проекта — предложить родителям полезный способ совместного досуга с ребенком. Облик гаджета разработал Ярослав Рассадин. Он ясный и запоминающийся, сочетает в себе технологичность, «мультяшность» и дружелюбность. Идеальный детский продукт эпохи цифровизации.
«Дизайн «МУЛЬТиКУБИКа» отражает философию бренда: кубик выполнен в стиле мягкого футуризма, помещается на детской ладони и не имеет острых углов, — комментирует сооснователь стартапа CINEMOOD Михаил Буховцев. — Мы заботимся о том, чтобы на каждом уровне взаимодействия пользователя с продуктом дизайн отвечал требованиям функциональности и простоты, и стремились продумать дизайн всего цикла пользовательского опыта, от кнопки включения до выбора меню и возможности кастомизации».
В 2017 году CINEMOOD стал первым российским резидентом американского акселератора HAXGrowth фонда SOSV, входящего в пятерку лучших в мире, а в 2018 году победил на международном конкурсе Red Dot Design Award в номинации «Дизайн продукта».
Человекоориентированность на всех стадиях жизненного цикла — основа для создания «дружелюбной» технологии. Если продукт не только выполняет свою утилитарную функцию, но и взаимодействует с человеком на каждом этапе (установки, использования, утилизации), то, комбинируя методы эргономики, эстетики и эвристики, дизайнер может создать уникальный и в то же время «привычный» пользовательский опыт уже после первого использования. Владимир Шипилов

Беспилотник «Матрешка»
Такого результата удалось добиться резиденту сколковского кластера «Ядертех», компании «Электротранспортные технологии», предложившей прорывной с точки зрения технологии и дизайна проект платформы для российских беспилотников «Матрешка». Их опыт показывает, что создание человекоориентированного продукта возможно даже там, где и функционал и дизайн выстроены на использовании пока еще «чуждого» современному человеку искусственного интеллекта. «С одной стороны, чем необычнее выглядит транспорт, тем он привлекательнее для потенциального клиента, но с другой стороны, машины должны быть функциональны и максимально защищены от повреждений, — рассуждает технический директор компании Илья Федичев. — В технике будущего должны быть некие элементы чуда, однако для перевозки не нужна сюрреалистичность».
Над внешним видом модификаций «Матрешки» работала команда Антона Кужильного. Компактный внешний вид и компьютеризированная начинка «Матрешки» сделали ее технологичным гаджетом в мире транспорта и одним из самых известных российских беспилотников. В 2017 году «Матрешка» была представлена на международном автосалоне во Франкфурте, где получила признание иностранных специалистов, а в 2018 году награждена премией Российского автомобильного форума в номинации «Лучшая транспортная инновация».

Летающий мотоцикл HOVERBIKE
Еще более футуристичной выглядит разработка резидента кластера «Космос», компании HOVERSURF. Их летающий мотоцикл HOVERBIKE похож на гигантский квадрокоптер. Он развивает скорость до 96 км/ч и им можно управлять в ручном и автоматическом режимах. Определяющим фактором стал выбор используемых материалов: первая модель HOVERBIKE была сделана из алюминия, но потом создатели перешли на карбон, который позволил сделать байк более легким и прочным. Карбон определил и цветовую гамму последней модификации HOVERBIKE — черный летающий мотоцикл напоминает транспорт из «Звездных войн».
Перед дизайнером стоит задача найти не только новые материалы, технологии и язык формообразования, но и новые методы, благодаря которым можно прийти к верному решению. Практика показывает, что инновационный продукт полигранен и требует развитых знаний в различных областях. Чаще всего разработка такого продукта — достижение команды, поэтому стоит обдуманно подойти к поиску единомышленников, с которыми предстоит пройти непростой, но увлекательный путь освоения неизвестных «продуктовых территорий. Владимир Шипилов
По мнению основателя компании Александра Атаманова, роль промышленного дизайна заключается в аккумулировании всех наработок и достижений команды в одном продукте. Инновационный дизайн HOVERBIKE взял на себя функцию маркетинга, позволив привлечь финансирование в размере 2,7 млн долларов. Сегодняшняя цель компании — выйти на следующий уровень инвестирования, в рамках которого она рассчитывает привлечь 10-15 млн долларов.
Эти и другие инновационные разработки представят в рамках «Дней промдизайна в Сколково», полная программа — на официальном сайте проекта.