Искусственный интеллект vs настоящий дизайн: в поисках точек пересечения
Почти год назад известный дизайнер Филипп Старк и мебельная фабрика Kartell представили стул, спроектированный искусственным интеллектом, — первый в своём роде. Искусственный интеллект, как и любое достижение современных технологий, может вызывать любопытство, восхищение и страх — человек не успевает контролировать скорость, с которой развивается мир вокруг, и, да, — уже точно понятно, что мы не всемогущи.
A.I. (Artificial Intelligence) – первый в мире дизайнерский стул, спроектированный с помощью искусственного интеллекта. Филипп Старк, 2019. Фото: dezeen.com
Большинство из нас опасаются за потерю ремесла — то есть профессии и дела по жизни. На первый взгляд, развитые технологии способны взять на себя самую скучную и монотонную работу, которую раньше выполнял человек, оставляя ему пространство и возможности для творчества. Но это лишь отчасти верно: опыт последних лет показывает, что искусственный интеллект имеет неплохой креативный и даже художественный потенциал, который можно направить на создание продукта или, если хотите, шедевра. Так, картина, созданная ИИ («Портрет Эдмонда де Белами» — проект арт-коллектива Obvious), была продана на аукционе Christie’s за 432,5 тысячи долларов.
«Портрет Эдмонда де Белами». Фото: Obvious
В случае с картиной, мы, образно выражаясь, чувствуем, как технологии наступают нам на пятки: портрет не идеален, но увлечённые идеей арт-дилеры дают карт-бланш исследованию будущего. Однако в других ситуациях становится очевидно: искусственные способы мышления берут верх над человеческой способностью творить. На ум приходят два ярких случая: из области маркетинга (нацеленный на широкую аудиторию) и более нишевый, профессиональный.
В 2017 году производитель шоколадно-ореховой пасты Nutella, компания Ferrero, в сотрудничестве с агентством Ogilvy & Mather презентовали эксклюзивную коллекцию дизайна упаковок — всего 7 миллионов вариантов, разработанных с помощью искусственного интеллекта. Каждая из пачек была неповторимой, как и сама сладость, — намекали создатели проекта, назвав серию Nutella Unica.
Кадры из рекламной кампании для Nutella Unica. Фото: dezeen.com
Летом прошлого года известный британский хореограф Уэйн МакГрегор представил результаты эксперимента, проведённого совместно с платформой Google Arts & Culture: танцовщик загрузил архив с видео-записями со своих репетиций за последние 25 лет — таким образом, давая возможность алгоритму ИИ потренироваться в распознавании движений. Верите или нет, но на основе имеющихся данных механизм предвосхитил около 400 тысяч итераций, а также придумал новые хореографические элементы.
Механизм распознавания ИИ паттернов движений танцоров в проекте Living Archive. Фото: waynemcgregor.com
Что общего у этих историй? Вывод, который неприятно, но важно признать: фантазия отдельно взятого человека не безгранична, зато, объединив усилия с помощью технологий, мы способны дать жизнь новому — быстро, легко и весьма эффективно. В таком случае, что остаётся делать людям креативных профессий, чей главный удел — придумывать и создавать? Потеряют ли они работу из-за отсутствия спроса на творческий продукт? Несмотря на неутешительные прогнозы и скептический настрой, выход, очевидно, существует: некоторые представители мира дизайна, искусства и архитектуры уже вступили на путь взаимодействия с ИИ и другими инновационными технологиями — аккуратно, но с готовностью открыться новому и довериться технологиям.
Мода
Выпускница колледжа Saint Martins Беатрис Сангстер-Буллерс в качестве своей дипломной работы представила «умную» коллекцию одежды, умеющую распознавать эмоции. Молодой дизайнер снабдила предметы гардероба сенсорами, использующими алгоритмы для измерения пульса, в то время как встроенная в головной убор электроэнцефалограмма отслеживает мозговую активность владельца. Результаты измерений конвертируются в звуковые и визуальные сигналы, которые человек может транслировать окружающим через экран, выбрав для этого наиболее подходящее изображение. По словам Сангстер-Буллерс, коллекция помогает людям держать мозг в тонусе и находиться в состоянии осознанности. Лейтмотивом работы стала гипотеза о технологической сингулярности: в представленной линии одежды дизайнер поднимает вопрос о том, как сохранить человечность в век непрерывно развивающихся технологий.
Модели из коллекции The Order of The Singularity Беатрис Сангстер-Буллерс. Фото: dezeen.com
Искусство
Итальянская дизайн-студия Ultravioletto предлагает посетителям бывшей церкви-святилища Santa Maria della Manna d'Oro в провинции Перуджа необычный опыт: взглянуть на себя в зеркало со встроенным искусственным интеллектом Neural Mirror. Изначально гость увидит своё привычное отражение, после чего алгоритм начнёт процесс по расшифровке визуальных данных — на экране отобразятся предполагаемые пол, возраст, национальность, эмоциональное состояние человека напротив. Арт-директор студии Ultravioletto Бруно Капецуоли объясняет эксперимент следующим образом: «Искусственный интеллект использует данные о личности в коммерческих целях — продавая их корпорациям. Мы же предлагаем людям познакомиться с этой информацией, просто взглянув на себя в зеркало». Здесь же Капецуоли делает важную ремарку: «В данном случае речь идёт о чистом знании — о красоте данных как таковых, без дополнительной интерпретации».
Зеркало со встроенным ИИ Neural Mirror в бывшей церкви Santa Maria della Manna d'Oro. Фото: dezeen.com
Дизайн
Французский дизайнер Матье Леаннер уже несколько лет экспериментирует с использованием искусственного интеллекта в своих работах — и даже даёт алгоритму немного пространства для творчества. Ocean Memories (что можно перевести как «воспоминания об океане») — это коллекция мебели из бронзы и мрамора, созданная для выставки в галерее Carpenters Workshop в Париже. Поверхность предметов мебели — столов, стульев, скамей — мимикрирует под морскую гладь, что происходит, конечно, не только за счёт фактуры. «Волны», «рябь» и другие особенности формы созданы с помощью специального 3D-эффекта программного обеспечения, обычно используемого в кинопроизводстве. Изгибы, сгенерированные цифровым оборудованием, позже воплощаются технически и поддаются машинной огранке. «Ocean Memories — это сюрреалистическое и материализованное видение глади океана, на мгновение остановившегося в движении» — поэтично описывает работу Матье Леаннер.
Работы Матье Леаннера из коллекции Ocean Memories. Фото: dezeen.com
Архитектура
Технологическая компания ICON первая в США начала строительство домов, напечатанных на 3D-принтере. Новый проект, который ICON ведёт вместе с некоммерческой организацией New Story в Сальвадоре, имеет не только инновационный формат, но и благородную цель — создание удобных и доступных жилищ для социально незащищенных слоёв населения. На строительство одного дома уходит от 120 до 240 часов, общая стоимость работ составляет всего 4000 долларов. Стартовав в 2017 году, проект стремительно набирает обороты, ведь население растёт, а вместе с этим и увеличивается число нуждающихся в крыше над головой. Скорость строительных работ обеспечивает новшество, разработанное ICON, — строительный 3D-принтер второго поколения Vulcan II.
Дом, построенный с помощью 3D-принтера. Фото: ICON & New Story
Вышеописанные истории тоже имеют между собой нечто общее: дизайнеры, архитекторы, художники не рассматривают технологии как фактор, угрожающий свободе их самовыражения. Для некоторых из них, искусственный интеллект выступает вдохновляющим началом, а для других — надежным подспорьем в реализации инновационных идей. Возможно, ключ к эффективному взаимодействию с машинным обучением и другими алгоритмами — это понимание, какую часть творческого (или не очень) процесса стоит доверить компьютерам, а за что есть смысл взяться самому.
На обложке: Зеркало со встроенным ИИ Neural Mirror в бывшей церкви Santa Maria della Manna d'Oro. Фото: dezeen.com