Локальные промыслы и сближение с культурой: как создавалось пространство арт-резиденции «Голубицкое»
В этом году Фонд искусства «Голубицкое» открыл новое пространство арт-резиденции. Перед авторами проекта стояла необычная задача: гармонично совместить рабочую и жилую зоны, бережно отразив в них местную культуру и традиции. Мы расспросили архитектора пространства Сергея Неботова и дизайнера Александру Фалиштынскую, которая отвечала за декор, о работе над помещением резиденции, взаимодействии с местными мастерами и интеграции локальных промыслов.
Арт-резиденция Фонда искусства «Голубицкое» находится на Таманском полуострове, на территории действующего винодельческого хозяйства «Голубицкое». Удачное расположение – на берегу Азовского моря, в окружении виноградников и природного ландшафта – позволяет участникам работать в уединенном экологичном месте с богатой историей. Само помещение площадью 60 квадратных метров встроено в архитектуру комплекса винодельни и совмещает в себе две функции – мастерской и жилой студии, – а благодаря круговому арочному остеклению получает достаточно естественного освещения. Для Фонда было важно создать максимально нейтральное пространство с красивой геометрией, но при этом сохранить фокус на ключевых сообщениях, которые резиденты получают через это место, и культурном контексте. Реализацию этих задач команда доверила бюро «Новое» и его главному архитектору Сергею Неботову, а также дизайнеру, основателю бренда текстиля the.DOT.home Александре Фалиштынской.
Архитектура: работа с нестандартной геометрией и поиск оптимальной планировки
Основная задача команды бюро «Новое» заключалась в создании комфортной, но при этом универсальной среды для художественной или исследовательской работы, которую можно проводить в рамках арт-резиденции. При этом архитекторам было важно совместить как рабочую, так и жилую зоны в едином пространстве и на достаточно небольшой площади.
План пространства арт-резиденции Фонда искусства «Голубицкое».
Фото: архитектурное бюро «Новое»
Сама специфика пребывания в жилой зоне и в мастерской — довольно контрастная. Например, в рабочем пространстве художник может работать с масляными красками или какими-то химическими материалами. Поэтому мы создали две изолированные зоны, чтобы запах и шумы из одного помещения не проникали в другое. Отсюда вытекает еще одна ключевая задача проекта — разработать правильное зонирование и найти изящное пространственное решение, которое позволило бы изолировать зоны, но сделать так, чтобы они органично сосуществовали в рамках организма арт-резиденции.
В самом начале мы разработали большое количество различных итераций, чтобы лучше понять специфику проекта и нащупать наиболее точные решения. Мы консультировались с самими резидентами, которые уже работали на территории винодельни, но проживали за ее пределами, — вместе смотрели, как лучше организовать пространство согласно их потребностям; какие плюсы и минусы есть в различных вариантах.
Помимо возможных сценариев того, как будут работать резиденты, отправной точкой для создания концепции послужили параметры и геометрия исходного пространства. По периметру помещения расположены большие арочные окна, которые дают прекрасные виды, но в то же время усложняют работу с точки зрения планировочных решений. Кроме того, необходимо было продумать сценарии «регулирования» этих видов и количества солнечного света в помещениях.
Зона мастерской
Кроме параметров помещения, трудности возникали с геометрией скатной кровли — с одной стороны, скаты придают пространству архитипичное деревенское ощущение, что контекстуально важно, но в то же время с точки зрения инженерии и зонирования такая геометрия усложняет работу.
Хозяйственно-бытовой блок
Архитекторам удалось найти оптимальное решение: все зоны – мастерская, хозяйственно-бытовой блок и жилое помещение формата студии – выстраиваются линейно и расположены таким образом, чтобы резидент мог быстро перемещаться, но при этом в каждой отдельной функциональной зоне ощущать себя как в самодостаточном пространстве. Система раздвижных перегородок, управляемого света и blackout штор помогает максимально гибко адаптировать пространство под свои нужды. Архитекторы также продумали доступ для крупногабаритных объектов в зону мастерской — туда можно легко загрузить исходные материалы и выгрузить, например, масштабную скульптурную работу.
Жилая зона
Дизайн и декор: опора на локальный контекст
Окружающий винодельню ландшафт не только создает прекрасные виды, но и усиливает сближение с культурой и традициями Тамани. Воплотить локальный контекст в оформлении пространства арт-резиденции помогла Александра Фалиштынская. Взяв за основу прикладное искусство Таманского полуострова конца XVIII – середины XX веков, дизайнер создала авторскую коллекцию текстиля и предметов декора.
В арт-резиденцию будут приезжать художники со своими мыслями и проектами, поэтому нам было важно насытить пространство локальным контекстом, но при этом не делать большой акцент на авторстве, то есть создать «дизайн без дизайна». В течение первого года шла активная исследовательская работа — я несколько раз приезжала в регион, общалась с сотрудниками музеев, отсматривала коллекции текстиля и керамики, встречалась с местными мейкерами и ремесленниками, которые работают на территории Тамани.
Мы интегрировали в проект очень много местных ремесленников и студий — например, именно они создали светильники, вязаный ковер в технике макраме, деревянное блюдо и крафтовое зеркало из выброшенных на берег веток.
Оформление затронуло прежде всего жилую студию, а вот пространство мастерской дизайнер решила оставить как «чистый лист». В серию текстиля, который украсил помещение, вошли портьеры, покрывала, декоративные подушки, скатерти и кимоно — все это Александра вместе с командой разрабатывала и производила сама. На основе исторических вышивок она совместно с краснодарской студией VR создала паттерн, который затем стал брендовым для резиденции. Он воплощает геометрические элементы исторических текстильных предметов: точки, палочки, крестики; биоморфные и зооморфные мотивы, переработанные в современном ключе.
Ручная набойка, паттерн с символикой достатка и плодородия. Фото: дизайн-студия VR, основательница студии Вероника Резник
Получившийся в ходе этой работы раппорт команда вышивала вручную на всех изделиях. Особенно необычными получились подушки и скатерти. Вторые визуально приближены к рушнику — дизайнер пыталась переосмыслить этот традиционный бытовой элемент, чтобы он выглядел более авангардно и современно. А вот подушки команда решила сделать многослойными: так, на базовый слой цвета голубого неба и воды методом ручного оттиска нанесен красный паттерн, а сама поверхность подушки как будто рассечена саблей.
Когда подушка находится в статичном положении, то смотрится как нейтрально-бежевая, но как только тело соприкасается с изделием, «раны» раскрываются, и оттуда сквозит голубая ткань с кроваво-красным рисунком. Эта вещь живая, с ней можно коммуницировать.
Также вместе с краснодарским Фарфорово-фаянсовым заводом «Чайка» Александра разработала коллекцию посуды. Дизайнер взяла за основу изделия, имитирующую ручную отливку, и слегка их декорировала, поставив на дно красную квадратную точку, — во всех своих проектах Александра старается подчеркнуть это сочетание производственного и ручного труда.
«Сейчас мы готовим расширение проекта — в жилую зону добавляем исторические предметы из краснодарской галереи “Особняк”, а в рабочее пространство, которое было пустым, интегрируем произведения таманских художников, — добавляет дизайнер. — Это, скорее, объекты искусства, нежели дизайна, а сама зона станет аллюзией на мазаную хату-пятистенок — жилище, которое исторически строили в этом регионе».
Сейчас работа Фонда искусства «Голубицкое» приостановлена, однако команда надеется, что новое пространство арт-резиденции сможет принять первых участников в ближайшее время.
Фотографии предоставлены пресс-службой.