Почему дизайнеры возвращаются к пышным формам?
В мае этого года во время недели дизайна New York x Design японская фирма Kamarq показала коллекцию недорогой мебели, которая была разработана креативным директором компании Питером Жан Маттаном и Николой Формикетти из Diesel. Округлые столы и пуфы своей лаконичностью напоминают ИКЕА, а возможность использовать мебель за небольшой ежемесячный взнос соответствует тренду на разумное потребление.
Предметы интерьера во многом копировали мебель нью-йоркской художницы сербского происхождения Аны Крас, которую она показала в рамках своего шоу Slon 2015 года. К слову, Маттан на том событии был. Но Ана тоже далеко не первопроходец «пухлого» зооморфного дизайна, своими мягкими формами напоминающего зефир.
В 40-х годах прошлого века датский дизайнер и архитектор Финн Юлль показал публике стул «Пеликан». Странные пропорции изделия не пришлись по душе критикам, и те прозвали его «усталым моржом». В 70-е и 80-е годы округлый стиль ненадолго вернулся вместе с итальянским рационализмом и Гаэтано Пеше, а в 2014 году британская художница Фэй Тоугуд выпустила кресло Roly Poly.
Во время проектирования Фэй была беременна и хотела привнести в свою дизайнерскую работу те мягкость и округлость, которые ощущала физически. Кресло Roly Poly покорило мир дизайна, и «пышный» тренд начал набирать обороты. Почему так вышло, учитывая, что последние годы в дизайне доминировали ромбы, арки, острые углы и прямые линии?
Первой причиной может быть усталость людей от глобальной минималистской эстетики. Практически в любой точке мира вы найдете кофейню с фактурно обшарпанной кирпичной стеной и высокими стульями, напоминающими «Стиг» из той же ИКЕА. Второе — толстые кресла крепко обнимают тело и обеспечивают комфорт, несравнимый с мебелью более деликатных форм. Именно по этой причине Том Диксон создал свои «толстые» обеденные стулья.
Третье — социально-экономический фон: информационный шум, перегруженность коммуникационных каналов, политические и экономические потрясения вызывают у людей перманентное чувство тревоги. Поэтому наличие милой антропоморфной мебели в домах дарит нам ощущение комфорта. Посмотрите на стулья Buzz российского дизайнера Федора Коктуба. Это, и правда, очень мило.
Кресла дизайнера Ольги Энгель из серии Who Are You отделаны натуральной шерстью, а за счет спинок разной формы выглядят так, как будто хотят заговорить со своим владельцем. Ну, или, как минимум, с зеркалами Zephyr из этой же коллекции — их объемная рамка состоит из 750 подвесных фарфоровых капель.
Участник престижной выставки коллекционного дизайна Collectible в Брюсселе, томский дизайнер Тарас Желтышев балансирует на грани предметного и галерейного дизайна. «Полезные произведения искусства», — именно так Тарас характеризует свои работы.
«Пышный» дизайн можно считать вызовом сложившимся представлениям о красоте и хорошем вкусе. О росте его популярности говорит и то, что он постепенно находит свое место не только в мебели, но и в небольших элементах декора: вазах, бутылках, кружках и цветочных горшках.