Назад в будущее: новые переиздания легендарного дизайна с выставки IMM Cologne
«Бум переизданий охватил мировые мебельные фабрики и ретро-серии стали выходить даже у тех брендов, которые всегда смотрели только в будущее», – размышляет историк архитектуры и дизайна, преподаватель Виктор Дембовский. Вернувшись с кёльнской выставки IMM Cologne, он рассказывает о легендах дизайна, которые теперь обрели новую жизнь, от лимитированной коллекции мебели от Людвига Мис ван дер Роэ до настольной лампы Геррита Ритвельда.
Виктор Дембовскийисторик архитектуры и дизайна, преподаватель, автор профессиональных стажировок для дизайнеров на международных выставках дизайна Maison & Objet, IMM Cologne, iSaloni и др.#Dembovsky
Все новое – это хорошо забытое старое. И все больше мебельных брендов обращаются к архивам в поиске новых идей и предметов. В это трудно поверить, но в XXI веке молодым дизайнерам со всеми их инновациями и современными технологиями все еще приходится конкурировать с давно почившими метрами дизайна XX века. И конкуренция эта достаточно жесткая, потому что трудно сравниться с продуктивностью мастеров прошлого и иногда кажется, что их архивы неисчерпаемы. Будто бы все уже было ими придумано.
И если раньше культовые предметы дизайна XX века можно было увидеть только у Cassina, Zanotta, Vitra, Knoll и еще нескольких избранных брендов, то теперь их список сильно расширился. И гуляя меж стендов на крупнейших выставках дизайна, можно говорить не только о трендах, но и об истории дизайна.
Истории всех предметов, что были переизданы в последнее время, не вместятся ни в одну статью, но хочется рассказать хотя бы о некоторых интересных премьерах.
Giorgetti
Стул Dry, Matrix для Giorgetti
Одна из старейших итальянских фабрик, Giorgetti, за более, чем сто лет существования накопила в своих архивах множество предметов разных годов. Но именно 80-е компания считает одним из самых важных периодов и для самих Giorgetti, и для всего дизайна в целом. Именно поэтому в 2018 году фабрика обратилась к двум предметам, разработанным студией Matrix в 1985 году, на самой заре своего существования.
Кресло по дизайну Адриано и Паоло Суман, Giorgetti
Сборно-разборный стул-конструктор Dry от Массимо Мороцци – это отличный пример дизайна 80-х, где скульптурность формы и игра цвета решали не меньше, а часто даже больше, чем функция. Пусть дизайн этого предмета и менее «радикальный», чем у группы «Мемфис», но родство идей просто не может не чувствоваться. Арт-обьектовость стула подчеркивается его полихромией, которая полностью разрушает тектонику и делает предмет похожим на детскую игрушку. Не менее интересно складное кресло по дизайну Адриано и Паоло Суман. Это было просто чудо технологичности для тех лет – петли кресла расположены в центре сиденья, а его спинка гибкая.
Thonet
В этом году в честь столетия со дня основания школы Bauhaus австрийский бренд Thonet в коллаборации с гамбургской студией дизайна «besau marguerre» выпустил лимитированную коллекцию мебели от последнего ректора Баухауса Людвига Мис ван дер Роэ в новых отделках. В юбилейном выпуске, спроектированном дуэтом besau marguerre, появились две новые версии кресла S 533 F с подлокотниками: одна с каркасом из копченого хрома и в антрацитовом цвете кожи, а другая – в сочетании цвета шампанского с припыленным розовым. Неочевидные сочетания цвета и фактур сделали классический предмет еще более современным, хотя и оригинальная версия стула, которую Мис ванн дер Роэ представил в 1927 году на выставке в Штутгарте, никогда не теряла своей актуальности. Также студия переработала стол MR 515 в дымчато-сером стекле столешницы и черном металлическом основании.
Menu
Кресло Knitting Chair, Мenu
К прошлому обратился и амбициозный датский бренд Menu, который, отстаивая ценности современного скандинавского дизайна, работал только с молодыми дизайнерами. Но в прошлом году было принято решение выпустить серию классических кресел Knitting Chair от датского архитектора и дизайнера Иба Кофод Ларсена. Это кресло было впервые выпущено ограниченным тиражом в 1951 году. В те годы многие датские дизайнеры, стремясь поддержать местных ремесленников, создавали концепты предметов, предусматривающие важную роль ручного труда. Переизданная модель все так же без него не обходится. При этом, дизайн Иба Кофода-Ларсена тесно связан с идеей Мenu и подчеркивает их статус среди скандинавских брендов: он инновационный, красивый, функциональный и вневременной.
Tecta
Настольная лампа Геррита Ритвельда, Tecta
Немецкий бренд Tecta, что не случайно, тоже празднует столетие Баухауса. В 2019 году они выпустили целую серию предметов под единым лозунгом – «BauhausNowhaus». В нее были включены, помимо прочего, удачные переиздания в новых цветах кресла Вальтера Гроппиуса и совсем неудачные переиздания кресла «Василий» от Марселя Брейра. Но мне особенно приглянулась настольная лампа Геррита Ритвельда, который сильно повлиял, через свои работы и лекции, на студентов и преподавателей Баухауса. Ритвельд известен за счет своей мебели, но он был и очень талантливым дизайнером освещения. Например, подвесной светильник, который он спроектировал для хирургического отделения в 1922 году, сейчас является одним из бестселлеров Tecta. На эту настольную лампу, которую Ритвельд спроектировал в 1925 году, компания возлагает такие же надежды. Интересно отметить, что она никогда прежде серийно не выпускалась. С этого года лампа будет доступна ограниченным тиражом в 200 штук, где каждый предмет будет иметь свой идентификационный номер и подпись производителя.
Poltrona Frau
Переиздание кресла Sanluca, Poltrona Frau
В 1960 году Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, вдохновившись изогнутыми и вечно напряженными линиями в работах швейцарского художника и графического дизайнера Макса Хубера, создали кресло Sanluca – истинную икону стиля XX века. Это мягкое кресло на жестком деревянном каркасе, несмотря на свою авангардную форму, максимально удобно и при этом смотрится очень современно. В 2018 году, отмечая столетие со дня рождения Аккиле Кастильони, итальянская фабрика Poltrona Frau, выпустила лимитированную серию из 100 кресел в обивке с паттерном по мотивам графики Макса Хубера, 50 черных и 50 белых. Poltrona Frau выбрала из архива Max Huber неопубликованный рисунок 1968 года под названием «Геофизические волны» и адаптировала его под обивку кресла. Тем самым компания хотела отметить удивительную дружбу, которая связывала Братьев Кастильони и Макса Хубера.