
От идеи до прототипа: стул Shell
Стул Shell архитектора Владислава Бек-Булатова стал результатом экспериментов с цифровыми технологиями проектирования и производства. Для его изготовления используется метод 3D-печати, а металлизированное покрытие подчеркивает бионическую форму предмета и придает ему футуристический внешний вид. По просьбе Design Mate автор рассказал, как родился образ стула, какие сложности возникли в процессе и из чего складывается его стоимость.
Владислав Бек‑Булатов архитектор, сооснователь студии VFORM
Идея и концепция
Shell изначально задумывался как стул-манифест. Это высказывание о форме и функции, об их слиянии и балансе в моей творческой практике. Идея заключалась скорее не в том, чтобы создать утилитарный объект, а в том, чтобы представить концентрированное выражение авторского подхода к форме.
Структура стула представляет собой слияние феноменологического и технологического подхода в творчестве. Это продолжение понимания человеческого тела и взаимодействия с миром вокруг через прикосновения и ощущение материальности-дематериальности и телесности-инкапсуляции. Покрытие с зеркальным металлизированным эффектом продолжает идею двойственности и объединения двух разных подходов к созданию формы.


Работа с формой и материалом
Первые эскизы будущего стула я создавал от руки. Это был длительный поиск логики линий и силуэта. Финальному прототипу предшествовало около трех основных вариантов. Я сконструировал небольшие тестовые макеты, на которых проверял устойчивость и поведение конструкции.

Первые эскизы
Процесс работы с технологией и материалом был сложным и очень времязатратным. Пластик в сочетании с 3D-печатью позволяет создавать цельный облик, когда линии перетекают одна в другую и продолжаются без разрывов. Здесь нет регулярной геометрии, а есть плотное, высокоэффективное слияние формы и функции. Техника требует поэтапной проверки устойчивости и прочности в разных масштабах.
Макеты и прототипы стула
Структура оптимизирована под нагрузку, а материал присутствует только там, где он необходим, что делает модель легкой и прочной одновременно. Так, по уровню комфорта Shell приближается к эргономике гоночных болидов. Этот стул — не просто функциональный объект, а художественное переживание, выходящее за границы технически возможного. Цельной текучей формы удалось добиться за счет синтеза цифровых технологий, композитных материалов и топологической оптимизации. Также важно заметить, что конструкция основана на принципах биомимикрии: внешний несущий каркас и внутренняя гибкая структура перекликаются с экзоскелетом краба, сочетая прочность и оптимизацию материала.

Разработка формы
Скульптурный силуэт стула Shell напоминает экзоскелет краба, чья плавная, органическая геометрия создана самой природой. Предмет стирает границу между архитектурой, человеком и пространством, вызывая чувство глубины и сопричастности.
Основные сложности в процессе работы над предметом были связаны с достижением нужного эффекта покрытия и степени зеркальности, а также с обеспечением максимальной прочности всех конструктивных элементов. Отдельно тщательно прорабатывались узлы стыковок и их надежность, чтобы объект получился долговечным.
Процесс печати стула
Развитие концепции и ценообразование
В будущем у меня есть желание разработать на основе стула Shell полноценную серию с разноплановыми предметами, однако нужно найти время для фокусной работы.
Shell выпускается ограниченным тиражом в количестве двенадцати экземпляров, а весь процесс изготовления занимает один месяц при одновременной работе двух принтеров. Финальная цена изделия складывается из времени, затраченного на производство, стоимости материала и особенностей технологии. Технология не подразумевает массовое производство, поэтому стул получается фактически уникальным, что приближает его к рангу арт-объекта и напрямую влияет на цену.
Все фотографии предоставлены Владиславом Бек-Булатовым и архитектурной студией VFORM.




