От идеи до прототипа: коллекция «Проживанцы» бренда ZAPAZUHA
В основе философии белорусского бренда-студии предметного дизайна ZAPAZUHA лежит создание «одушевленной» мебели, ориентированной прежде всего на человека. С помощью своих эмоциональных и ассоциативных объектов основатель проекта, дизайнер Михаил Курносов, стремится сформировать честный диалог с аудиторией, а также отойти от общепринятых жанровых и стилистических принадлежностей. По просьбе Design Mate Михаил поделился концепцией недавней коллекции ZAPAZUHA «Проживанцы», а также рассказал о своем творческом процессе и любимых материалах.
О бренде ZAPAZUHA
Михаил Курносов начал интересоваться предметным дизайном во время учебы на архитектурном факультете. Уже после, активно развивая собственную интерьерную практику, дизайнер всерьез взялся за создание и реализацию первых изделий. На изучение технологий, эксперименты с материалами, создание концепций и первых прототипов ушло около трех лет.
Развиваясь в сфере интерьерного дизайна, я ощутил жгучее желание и внутреннюю потребность создавать «ландшафт интерьера» на более глубоком уровне. Я хотел придумывать индивидуальные образы в интерьере, наделять их определенными эмоциями, смыслом, писать «сценарий» и «режиссировать» будущий интерьер. Я понял, что такой подход возможен только при условии работы над пространством в качестве и интерьерного, и предметного дизайнера одновременно. «Придумать историю — значит создать своих персонажей», — подумал я, и это стало моим негласным девизом.
Персонажи — не фигура речи, а работающая концепция и лейтмотив коллекций бренда. Отталкиваясь от идеи создания предметов, ориентированных на человека и наделенных собственной душой, Михаил делает мебель, которая вызывает у зрителя определенные ассоциации и эмоции. По словам дизайнера, подход бренда определяют три тезиса:
- С уважением к плоти.
- С трепетом к дизайну.
- С жестокостью к мелочам.
Семейство «Проживанцы»
13 предметов, представленных в коллекции «Проживанцы», образуют полноценное семейство. Каждый объект здесь наделен индивидуальными типическими чертами, имеет имя собственное и личностную характеристику.
Эскизы предметов из коллекции «Проживанцы»
«Родственные связи внутри семейства образуются в первую очередь по семантическим признакам и идентифицируются на уровне пластического формообразования. Семейство не приемлет выраженной иерархии, следуя принципу «каждый сам, но все вместе». Эдакая затейливо-веселая «коммуналка», со своим укладом, правилами, драматургией, дрязгами и причудами», — рассказывает дизайнер.
Первой в будущем большом семействе появилась «Антитахта» с «подухами-загребухами». Михаил отмечает, что этот предмет создан по мотивам его детских травм — как в прямом, так и переносном смысле. «В детстве у меня была ужасно неудобная тахта, которую впихнули в комнату по принципу “свободного угла”. Однажды, лежа на ней и читая перед сном книгу, я загнал себе гигантскую занозу под ноготь большого пальца ноги. Спинка тахты была сделана из дерева, которое “трещало” и расслаивалось, а я на нее часто закидывал ногу и елозил. Было очень больно. И я пообещал себе, что, когда вырасту, отомщу тахте», — делится автор.
«Антитахта П-1»
Так дизайнер начал придумывать абсолютно безопасную, лишенную острых углов «Антитахту», работа над которой заняла почти два года. Сейчас у бренда появилась уже вторая модификация модели — «Антитахта П-2», выполняющая функции удобного дивана и спального места с высокими ортопедическими свойствами.
Стол «ТАПУС»
Вторым предметом семейства был стол «ТАПУС». Свое название предмет получил в честь правого тапка дизайнера, который часто теряется, но всегда находится где-то рядом. Михаил рассказывает о предмете: «Тапус отличается легкомысленным поведением, неряшливостью и крайне сомнительным чувством юмора. В семействе “Проживанцы” он нередко является источником конфликтов, благодаря неуместным колким шуткам, нелепым розыгрышам, а также откровенным издевкам, буллингу и абьюзу в отношении других жителей».
«ХУДЛИТ»
«ЗЫРЬ»
Материалы и процесс
При выборе материалов дизайнер обращает внимание в первую очередь на их качество, экологичность и долговечность. Михаил убежден, что хорошая мебель должна служить максимально долго и даже передаваться по наследству. В коллекциях бренда чаще всего фигурируют дерево, фанера, МДФ, металл и качественный текстиль. Последнему команда уделяет особое внимание — использует только европейские ткани премиального сегмента, отличающиеся высокой степенью износостойкости и экологичности.
Эскизы предметов из коллекции «Проживанцы»
Дизайнеру особенно полюбилась смальта, которая, однако, делает процесс реализации изделий более трудоемким и длительным. Так, сначала нужно «сварить» нужный цвет с определенной глубиной тона, после чего начинается процесс колки материала вручную под нужный размер. Затем команда делает предварительную «сухую раскладку», на которой формирует визуальное «звучание» фактуры. После достижения нужного эффекта начинается процесс финальной выкладки мозаики.
«СУХАРИК»
Создание каждого предмета начинается с придумывания истории и разработки концепции — в частности, его семантики и художественного образа. Затем дизайнер приступает к пластическому формообразованию и художественному конструированию, а также созданию эскизов. Когда готовы 3D-визуализации, и образ будущего изделия сформирован, Михаил знакомит его с командой.
Во время создания прототипа команда прорабатывает все нюансы и детали, экспериментирует с материалами и тестирует объект для достижения оптимального качества. В зависимости от сложности задачи, этот процесс может занимать много времени. «Более того, я разрешаю себе “разлюбить” своих же “тварей”, если вдруг посчитаю это нужным. В таком случае изделие подвергается “кремации” и не выходит к зрителю. У меня есть большой скетчбук таких “мертвых изделий”, которые я решил не реализовывать», — делится дизайнер. После утвержденного прототипа предмет отправляется в производство и выходит в свет.
«ЗПТ»
«НЫЧА»
По словам Михаила, его яркие и эффектные объекты могут вписаться в любое пространство — все зависит от дизайнерского замысла и функциональной задачи: «Всегда приятно и интересно видеть своих “тварей” в интерьерах коллег, работающих в разных стилевых направлениях».
Фото: Андрей Кот, Татьяна Русецкая.