
И как это носить? Пять признаков дизайнерских ювелирных изделий
Представители ювелирной отрасли и ценители украшений пока что не договорились, как правильно называть разные виды ювелирных изделий. Сегодня одновременно существуют «костюмная бижутерия», «высокое ювелирное искусство», «ювелирная бижутерия», «дизайнерские украшения», «арт-ювелирка», «фэшн-ювелирка», «современные ювелирные изделия» и «ювелирный масс-маркет». Причем разные источники по-разному объясняют каждый из этих терминов, а одно и то же изделие часто можно определить сразу в несколько категорий и не слукавить. Как вы догадываетесь, все эти словосочетания были однажды заимствованы из иностранных языков, поэтому в западном мире существует та же самая путаница. В последнее время в английском языке прибавилось еще больше терминов, которые пока не успели перевести на русский язык. Интересно даже, как редакторы и критики справятся с адекватным переводом "bridge jewelry".
Куратор программы «Ювелирный дизайн» в Британской высшей школе дизайна Игорь Комов выделил пять ключевых признаков, по которым можно идентифицировать дизайнерские ювелирные изделия.
Cherchez le concepteur

Cерьги Оскара Нимейера для бренда H.Stern
В создании дизайнерской ювелирки по определению должен участвовать дизайнер. Напомним, это человек, обученный дизайну (и с производственным оборудованием он может вообще не дружить), проектировщик, создатель концепта, другими словами, человек, ответственный с одной стороны за эстетическое содержание, с другой — с за функционально-эргономические особенности будущих ювелирных изделий. Среди таких специалистов есть те, кто был обучен дизайну и прибавил к этому необходимые компетенции в ювелирном деле (как, например, автор этой статьи). И есть ювелирные мастера, которые знают, как обращаться с оборудованием и преуспели в дизайне. Первые, на мой взгляд, чаще вторых создают странные и экспрессивные объекты. Вторые тяготеют к «добросовестной» ювелирке, создавая интересное с помощью проверенных технологий.
Что следует из этого? В первую очередь то, что дизайнерские изделия могут выйти как с конвейера такого гиганта, как бразильский H.Stern, так и быть продуктом маленькой местной ювелирной марки, в которой, помимо дизайнера, работает еще один человек. Могут быть серийными, а могут быть единичными. Главное — вы будете знать имя того, кто создал дизайн вашего изделия.
«Боже мой, что это?»

Сборное кольцо бренда Industrial Clamp Jewelry
Дизайнерские ювелирные изделия изначально создаются не для того, чтобы быть инвестицией, и не для того, чтобы выставить напоказ отданную владельцем за колье огромную сумму. Ценность спроектированных дизайнером вещей — в их эстетической выразительности, и эта эстетика бывает очень разной: кольцо, сложенное, как оригами, с механическими частями, которые накручиваются на палец на резьбе или вообще такое, которое, кажется, нашли на свалке.
Традиционная ориентация на нетрадиционные материалы

Браслет из титана бренда RogueDZN
Этим дизайнерская ювелирка сильно отличается от Fine Jewelry: мы легко совмещаем золото с пластмассой, закручиваем кристаллы Swarovski в войлок и прокалываем фарфор серебряными клиньями. Есть дизайнерские марки, которые печатают украшения на 3d-принтере из пластика (кстати, это еще можно назвать «ювелирными» украшениями или уже нет?). Есть такие дизайнеры, которые фрезеруют космический титан на 5-осном станке ЧПУ. Мне кажется, дизайнеры все еще используют золото и серебро только в силу инерции в сознании покупателей: «если украшение — то драгметалл». На самом деле, серый металл и желтый металл — это два маленьких острова в океане эстетического многообразия всех доступных дизайнеру материалов.
Кстати, то, что в ювелирном деле называется «вставка», тоже совершило стремительную эволюцию (или, если хотите, деградацию) от драгоценных / полудрагоценных / поделочных камней — до морской гальки и кусочка разбитой тарелки.
«И как это носить?»

Ювелирное украшение бренда Sarah & Sebastian
Дизайнеры обнаружили на теле человека очень много мест, на которые, оказывается, можно надеть ювелирные украшения. Каффами и чокерами уже никого не удивишь, а как вам украшение на ладонь или наплечная брошь? Если и это не впечатлит вас, есть украшения на лицо и даже ювелирные налокотники.
Игра
Дизайнеры могут предложить миру что-то поинтереснее, чем нанизывать шармы на браслет. Сменные вставки, кольца из нескольких частей, которые можно по-разному собрать; кольцо, которое раскладывается в браслет, кольцо в цвет вашей кожи — это только несколько примеров ювелирных трансформеров или конструкторов.
Так же, как и во многих других явлениях, внутри ювелирной сферы существует множество течений, и в похожих на первый взгляд предметах бывает скрыто очень разное содержание. Ювелирные объекты, которые создают дизайнеры, это одно из проявлений материализованной поэзии, свидетельство многогранности мира и просто предмет, вызывающий интерес.
Фото на обложке: H.Stern – Celtic Dunes.