Праздник к нам приходит? Новогодние витрины в России
После затяжной серой осени мы пытаемся создать себе новогоднее настроение – вкусом мандаринов, запахом еловых веточек, сменой депрессивного плейлиста на воодушевлённо рождественский. Город тоже помогает изо всех сил, полностью преображаясь в конце ноября.
- Дарья Соболевадекоратор
- Анна Залетаева дизайнер, декоратор, VANNA project co‑founder
Практически в один момент витрины магазинов начинают переливаться огнями, и мы предвкушаем, что в них поселятся картонные белки, серебряные олени и плюшевые мишки в костюмчиках, появятся замки из пряников и яркие подарочные коробки с пышными бантами – всё то, что по нашему мнению может передать дух праздника, что-то между рекламой coca-cola и игрушечной рождественской ярмаркой. Но всё это представление сформировано фильмами про мальчика, которого оставили одного дома, про реальную любовь под Рождество и прочими американскими и европейскими историями, щедро транслируемыми в новогодний период. В Европе украшение магазинных витрин – это не только часть window shopping, в разы увеличивающего продажи, но и способ поделиться праздником с каждым, кто увидит яркие замысловатые сюжеты за стёклами магазинов. Ради этого каждый год растут сметы на рождественский декор и нанимаются профессиональные дизайнерские команды, придумывающие всё новые сказочные мотивы.
Дарья СоболеваВо всём мире, и в Штатах, и в Европе, Новый Год это очень важный период, потому что магазины, в первую очередь, нацелены на большие продажи продукции и каждый старается преподнести свой товар креативно, а не просто так. Зачастую сюжет витрин заключается в презентации бренда, акцентировании внимания на его уникальности. Цель - заинтересовать покупателя и при помощи какой-то необычной подачи показать, что покупатель к этой истории сопричастен. По всему миру витрины в Новый год - это целый праздник. В Нью-Йорке, например, Bergdorf Goodman делают официальное открытие новогодних витрин, которое становится всегда настоящим инфоповодом: толпы людей приходят посмотреть открытие, сфотографироваться, принять участие в праздничной вечеринке. В Европе многие универмаги поступают похожим образом, а в России этого нет.
Анна ЗалетаеваЗа рубежом витрины оформляются уже к середине ноября, потому что акцент ставится всё же на Рождество, а не на Новый год. В витринах появляются традиционные символы праздника: Санта Клаус, Рудольф, пингвины, белые медведи, снег, месяц и т.д. Актуализируются сказочные темы. Многие дизайнеры заимствуют сюжеты у литературных произведений – Белоснежка, Спящая красавица, Золушка – и, переосмысляя их, привязывают историю, не имеющую никакого отношения к Рождеству или Новому году, к приближающемуся празднику. Люксовый сегмент предпочитает пышному пряничному оформлению – минималистичное: дорогие материалы, футуристические манекены, нетипичные для этой поры оттенки палитры в росписи стен. Но в России, а я могу говорить, прежде всего, о екатеринбургской истории, встретить что-либо подобное крайне сложно. Те бренды, что не нанимают декораторов, чаще всего ограничиваются мишурой и вырезанными из бумаги снежинками, которые после работы на стекло витрин наклеивают продавцы и менеджеры. Остальные же чаще всего показывают фото европейских витрин и хотят так же, но в пять раз дешевле. В итоге получается слабое подобие той волшебной атмосферы праздника, которая была изначально создана. Этакая сказка под кальку. Единственным, пожалуй, российским примером просто фантастического оформления могу назвать витрины ЦУМа от DLT. В этом году они, например, сделали дизайн в стиле джазовых 20-х годов.
Дарья СоболеваУ нас к новогоднему сезону витрины оформляют всегда и все, даже те фирмы, которые в остальные сезоны просто выставляют товар без какого-либо декора. А всё потому, что в России действует законодательство, по которому неоформленные магазины штрафуют. Тут уже не важно, fashion-ритейл это или винный магазин или даже салон красоты с большими окнами - все обязаны оформить витрину как-то по-праздничному. В большинстве витрин представлены понятные сюжеты про ёлку и открывание подарков. Это такие ассоциации первого уровня, которые всем приходят на ум. Хотя сейчас уже многие магазины стараются, скажем так, чуть более креативно подойти к истории про ёлку: ставят ели из дерева, из стеклянных шаров, из пвх с блёстками - кто на что горазд. К магазинам в торговых центрах есть ещё и дополнительное требование – они обязаны в своё новогоднее оформление включать некий мессадж про Новый год - это какая-то новогодняя фраза с поздравлением на русском языке, либо с русским транслитом, если использовано английское выражение. Знаю, были случаи, когда магазины действительно штрафовали за то, что они якобы были недостаточно празднично оформлены и не раскрыли тему Нового года. Всё это звучит достаточно странно, потому что оценкой «праздничного настроения» витрины занимаются, как правило, какие-то чиновники, не имеющие никакого художественного бэкграунда. Так, выходит, что в большинстве магазинов можно просто повесить постер, который город разрабатывает каждый год, и это уже будет фиксироваться, как новогоднее оформление. То есть, если у тебя вдруг 28ого ноября не оформлена витрина, то ты быстро печатаешь плакат, клеишь его в окно и проходишь комиссию. И это абсурд, конечно, ведь нет никакого фиксированного свода правил праздничного оформления. Лично для меня, например, новогодний дизайн - это всё, что создаёт ощущение магии, волшебства. В этом плане самые лучшие витрины всегда делал ЦУМ. Очень жаль, что в этом году московский ЦУМ перестал их производить, оставив просто видеодисплеи, которые транслируют какие-то ролики. По моему ощущению, это были самые лучшие витрины, которые придумывала действительно большая команда. Например, был год, когда они создали потрясающую историю про русские сказки, потом про отель - были разные сюжеты, но при этом команда начинала их готовить аж за полгода. Почти все декорации производились под заказ в цехах ЦУМа и потом буквально месяц без выходных дизайнеры собирали фон и всю мебель в техническом помещении, а после перевозили это всё уже в витрину. Всё было продумано до самых мелочей, в последние моменты до открытия ещё посыпались коробочки искусственным снегом. И вот, когда уже ты приходил и видел эти витрины, действительно ощущался праздник, благодаря этой кропотливой работе. Очень жалко, что у нас так мало подобных витрин. Насколько знаю, питерское отделение ЦУМа продолжают работать с оформлением и их политика не изменилась, а вот в Москве…
Анна ЗалетаеваТенденция оформления рождественских витрин, конечно, больше развита в Москве и Санкт-Петербурге, ведь там большой поток туристов, привыкших к определённому виду города в праздник и желающих увидеть в другой стране что-то похожее, но с национальным колоритом. Что же касается регионов - не то, что до Европы, хотя бы до Москвы дотянуть. У нас есть отличные декораторы, но всё чаще они уходят в тему свадеб, особенно зарубежных, потому что там на бюджет не скупятся и, значит, можно сделать что-то действительно интересное. Частные магазины и крупные ТЦ редко отличаются оригинальностью в дизайне витрин, хотя, бывает, встречаются любопытные решения и яркие элементы в общей композиции.
В предновогоднее время мы все ищем яркие краски, мигающие лампочки и хоть какую-нибудь иллюзию чуда. Возможность между работой и домом промчаться по торговому центру и ненадолго окунуться в атмосферу праздника, совершить импульсивную покупку и жевать какую-нибудь сладость, разглядывая гипнотизирующую новогоднюю витрину. Но чуда не происходит и даже «Let it snow» из всех динамиков не заменяет магии, которую могут создать дизайнеры, поместив, как в детский «секретик», самые красивые и удивительные вещи, пробуждающие в нас то самое новогоднее настроение. Можно в очередной раз рассуждать, почему Россия не Европа, но не хочется думать об инфляции, которая схлопнула бюджеты творческих проектов, возмущаться странным регламентам от чиновников, изучать скелет праздника. Хочется просто надеяться, что магазин за магазином города однажды наполнятся волшебством, вместо того, чтобы откупаться от новогодних штрафов ёлочками в искусственном снеге и надписями на ватмане.