Нейродинамический подход к созданию современной детской площадки
Пилотный проект детского игрового пространства, разработанного с учетом нейродинамического подхода, представила компания «ИНТЕКО» при участии экспертов детского неврологического центра «Прогноз» и специалистов архитектурных бюро «Дружба» и «Чехарда».
Об участниках
Один из ведущих российских девелоперов «ИНТЕКО» представил научно-обоснованную методику создания и оснащения детских игровых пространств, которые способствуют физическому и когнитивному развитию детей. Методика «Детские площадки будущего: нейродинамический подход» основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы мозга. Подробные практические рекомендации по созданию и оснащению развивающих детских площадок собраны в методическом пособии, находящемся в открытом доступе.
Методология разрабатывалась при активном участии экспертов Центра детской неврологии, психологии и реабилитации «Прогноз». На основе собранных в методическое пособие рекомендаций специалисты архитектурных бюро «Дружба» и «Чехарда» разработали пилотный проект нейродинамических детских площадок в жилом микрорайоне West Garden (Москва).
Архитектурное бюро «Дружба» специализируется на создании комфортных городских пространств, применяя авторскую методику соучастного проектирования. Особенное внимание бюро уделяет детским пространствам – игровым площадкам и школьным дворам. Архитектурное бюро «Чехарда» проектирует природные игровые пространства для детей и адаптирует городское окружение к интересам семей и детей. В портфолио бюро – множество комплексных игровых пространств в городских и загородных парках, жилых дворах, на территории частных домов и набережных.
Контекст
Современные дети в городах испытывают острый дефицит свободных движений, которые развивают способность мозга обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств и, таким образом, целостно воспринимать окружающий мир. Новые технологии и гаджеты, обеспечивающие доступность готовых решений, воспитывают в детях новые привычки и снижают необходимость самостоятельного поиска ответов, умения сравнивать варианты и делать выбор, а, следовательно, принимать решения. Сегодня нейрофизиологи убеждены: у человека такой сложный и мощный мозг из-за необходимости совершать целенаправленные движения в изменяющихся условиях. Цифровизация привела к тому, что люди, а особенно дети, стали значительно меньше двигаться и общаться. Однако универсальным инструментом развития детского мозга по-прежнему остается игровое разнообразие, обусловленное нейродинамическим подходом. Следовательно, современные детские площадки должны создавать необходимые условия для коммуникации и спонтанных движений во время подвижных игр. Вестибулярная система реагирует на гравитацию и изменение положения головы в пространстве и участвует в выполнении следующих функций: регуляция уровня активации мозга; внимание; гравитационная уверенность; ориентация в пространстве; регуляция неосознаваемых движений глаз; регуляция мышечного тонуса; восприятие схемы тела; координация левой и правой сторон тела; планирование движений и артикуляция. Вестибулярные дисфункции у детей препятствуют полноценному развитию мозга и приводят к возникновению отставания в двигательном и когнитивном развитии.
Часто, играя, дети интуитивно находят именно те виды физической активности, которые полезны для развития их мозга, и быстро охладевают к понятным и примитивным алгоритмам. Это важно учесть, чтобы создать такое игровое пространство, которое будет интересно современным детям и сможет выдержать конкуренцию с играми в телефонах и гаджетах.
Исходя и рекомендаций неврологов для детских площадок подбирается ассортимент оборудования для развития различных структур мозга. Первостепенное внимание уделяется тренировке вестибулярного аппарата, который регистрирует быстрые перемещения в пространстве с ускорением. У детей вестибулярные дисфункции приводят к отставанию в физическом и когнитивном развитии – дети плохо говорят, с трудом осваивают новые навыки, путают лево и право, вперёд и назад, хуже усваивают учебный материал, менее успешны в общении. Оборудование детской площадки должно учитывать полный комплекс движений – это необходимо для полноценной тренировки вестибулярной системы.
Что необходимо для современной детской площадки?
- оборудование должно побуждать детей не только двигаться, но и думать, предоставлять максимум возможностей экспериментировать, изобретать, находить новые и нетривиальные решения. Когда ребенок решает двигательные задачи, в его мозге образуются и укрепляются новые нейронные связи;
- игровое оборудование должно побуждать ребенка ставить перед собой цели и достигать их;
- дизайн площадки должен открывать ребенку простор для фантазии, а не навязывать механизмы действий, блокируя тем самым креативность ребенка;
- разнотекстурные материалы восполняют дефицит тактильной информации – это важно для детского развития;
- ребенок должен получать стимуляцию всех отделов вестибулярной системы в трехмерном пространстве;
- оборудование должно подбираться с учетом уровня сложности для каждого возраста, чтобы ребенок прикладывал определенные усилия для достижения цели и испытывал радость от решения сложностей;
- оборудование должно быть рассчитано на детей с разным уровнем физической подготовки;
- игровое пространство должно способствовать выстраиванию коммуникации между участниками, развивать эмпатию и социальный интеллект.
Пилотный проект нейродинамической детской площадки в West Garden
О проекте
Методические рекомендации нейрофизиологов помогли архитекторам бюро «Дружба» и «Чехарда» спроектировать систему связанных точек притяжения на детских площадках в жилом микрорайоне West Garden.
Дарья Бычкова и Мария Помелова, сооснователи бюро «Чехарда», архитекторы природных зон пилотного проекта: «Мы верим, что лучший педагог для наших детей – это природа: она развивает мозг и тело, учит взаимодействовать с нестандартным, адаптироваться к разноплановому, все время проверять себя. Сегодня городские дети растут в чрезмерно урбанизированном окружении и испытывают недостаток общения с естественной средой. Природные игровые площадки помогают восполнить этот дефицит…. Мы верим, что природные площадки, спроектированные на основе нейродинамического подхода, возвращают ребенка к базовым основам, к истинной природе человека и потому становятся лучшей развивающей средой для подрастающего поколения».
Белла Филатова и Александра Чертакова, партнеры бюро «Дружба», архитекторы дворов пилотного проекта: «Перенося опыт работы с детьми из специализированных реабилитационных центров на улицу, во дворы, мы обогащаем город этим полезным для развития детей опытом. Благодаря таким прецедентам, детские площадки максимально раскроют свой функционал и возможности. Это не только пространство для игр, не только место встречи или яркие, привлекающие внимание конструкции. Это тренажер для развития мозга ребенка и часть грамотно сформированной комплексной среды».
На детской площадке в West Garden предусмотрены игровые снаряды разных форматов, например, карусели, вращение в которых стимулирует полукружные каналы, отвечающие за чтение и письмо; горки со спиральным скатом с максимальным количеством поворотов, также тренирующие полукружные каналы. Качели-гнезда, закрепленные на одной точке, меняя траекторию движения, стимулируют три полукружных канала и активируют работу мозга, увеличивая речевую активность ребенка. Отолитовые органы позволяют тренировать: батут, встроенный в покрытие площадки, для линейных движений вверх-вниз; тарзанка, горка с прямым скатом и качели-балансир. Глубокую тактильную стимуляцию, которая необходима для осознания границ тела, обеспечивают на нейродинамической площадке панель-скульптор и роликовая горка. Панель-скульптор ребенок может использовать для экспериментов: надавливая ладонью, лицом или всем телом на подвижные элементы панели, он видит свой «отпечаток», что запускает процесс самоосознания.
Проприоцептивная сенсорная система отвечает за ощущение собственного тела, без нее человек бы не мог выполнять координированных движений с закрытыми глазами. Хорошо тренируют ее снаряды, которые нужно потянуть, сдвинуть или раскрутить; тоннели и узкие отверстия, требующие усилий, чтобы через них протиснуться и т.д.
Нейродинамическая гимнастика помогает легко и эффективно «доращивать» детский мозг, который развивается стремительно и готов впитывать все, и чем раньше мы активируем этот процесс, тем больше поможем детям. Вспомогательная функция нейродинамического подхода в «ранней помощи» детскому мозгу доказана международным научным сообществом, поэтому «ИНТЕКО» решил интегрировать этот бесценный опыт во все игровые пространства своих жилых комплексов и предлагает другим профильным участникам рынка обратить внимание на этот проект.