Музей в пустыне: амбициозный проект Barclay & Crousse в Перу
Пустынный полуостров Паракас – продолжение чилийской пустыни Атакама, самой сухой в мире – это живописные дюны из терракотового песка, которые обрываются морскими террасами, глубоко вдающимися в Тихий океан. Построить здесь музей, на первый взгляд, чистое безумие.
Главная задача любого археологического музея – соблюдать неизменный баланс между сохранением исторического наследия и его обнародованием. У Археологического музея в Паракасе есть и еще одна проблема: интеграция архитектурного сооружения в непростой, если не сказать враждебный, ландшафт – полуостров Паракас, колыбель культуры, о которой свидетельствуют более сотни археологических памятников. Сегодня это место – крупнейшая природоохранная территория, Национальный заповедник Паракас, площадью более 335 тыс. га.
Проект перуанского архитектурного бюро, основанного уроженкой Лимы Сандрой Барклай, был реализован буквально на руинах старого музея, разрушенного до основания во время землетрясения в 2007 году. Чистая геометрия и лаконичная компактность были взяты за основу не случайно: в них угадывается чистота природного пейзажа полуострова, а тесная связь архитектуры и ландшафта – основной принцип бюро. «Нам нравится рассматривать свои проекты в качестве исследовательской лаборатории, которая изучает связи между ландшафтом, климатом и архитектурой. Внимание к времени и месту для нас превыше всего», – говорят архитекторы.
Музей представляет собой комплекс из двух разделенных пролетом зданий, каждое из которых выполняет собственную функцию. В одном проходят семинары и лекции, работают специалисты, сфокусированные на сохранении археологических артефактов, другому отведена роль экспозиционной площадки. Переход из одного зала музея в другой осуществляется через этот открытый проход – он, по сути, связывает архитектурное строение с окружающим ландшафтом, подчеркивает лаконичную простоту выжженных солнцем красных склонов. То, какие средства используют архитекторы в работе над своим проектом, не менее интересно. «Современные технологии открывают перед нами невероятные возможности в проектировании, но лишь немногие из них бывает действительно уместно использовать», – уверена Сандра Барклай. Ее проекты это всегда простота материалов и формы, за которой скрывается глубокий смысл, и археологический музей в Паракасе – не исключение.
Внутри музея – гибрид современных коридоров со спиральными лабиринтами перуанцев, в результате которого получилось геометрически замысловатое пространство, выверенное до миллиметра. Отсылки к такому устройству следует искать в узорах традиционного паракского текстиля – одного из наиболее выдающихся примеров художественной и ремесленной культуры полуострова. Вместе с тем, полированный бетон, обрамляющий музейные залы, придает зданию вид керамической скульптуры. Это, своего рода, воплощенная в архитектуре доколумбовская керамика (huacos), которая экспонируется внутри.
Здание полностью выполнено из пуццоланового цемента – он очень прочен и стоек к воздействию солей, которых в песках Атакамы в избытке. Выдержанный бетон обработан с помощью цементной шлифовки. В естественных условиях пустыни он постепенно приобретает красноватый цвет – такой же, как у потрескавшейся земли вокруг. Кроме того, в помещении предусмотрены естественная вентиляция, искусственная системы охлаждения воздуха и регулирование естественного и искусственного света. Все это должно способствовать тому, чтобы музейные экспонаты оставались как бы законсервированными, не подверженными влиянию среды.
Основательница архитектурного бюро Barclay & Crousse Сандра Барклай родилась в 1967 в Лиме, Перу. Она сначала училась на архитектора в местном Университете Рикардо Пальмы, а в 1993 окончила национальную школу архитектуры в Париже. С тех пор Сандра не только проектирует архитектурные пространства и интерьеры, но и преподает, а в прошлом году она, кроме того, курировала павильон Перу на XV Венецианской биеннале.