Дом-музей: как воссоздают эпоху в современных квартирных музеях
Музеи-квартиры – не новость. Как правило, их устраивают в бывших домах известных людей, особенно писателей. В Москве один из первых литературных музеев появился в 1928 году, им стала квартира, которую некогда занимала семья лекаря Михаила Достоевского, отца будущего писателя. Исторический интерьер квартиры был воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Федора Достоевского, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков и коллекционные бронзовые канделябры. Сегодня в одной только Москве литературных музеев несколько десятков, и все они хранят не только память о своих знаменитых хозяевах, но и интерьеры разных десятилетий ХХ века.
Другая категория квартирных музеев – музеи, созданные без привязки к конкретной личности, но тоже воссоздающие интерьеры определенной эпохи. Рассказываем на примерах двух разных – в Екатеринбурге и Калининграде – о том, как современные энтузиасты превращают свою жилплощадь в настоящую машину времени.
Музей «Советской Дачи», Екатеринбург
Коллективный сад – уникальное историческое и культурное явление СССР, целый пласт жизни советских людей, который исчезнет вместе с фанерными домиками и неказистыми земельными наделами. Вернуться в прошлое можно, заглянув в музей «Советской дачи» в Екатеринбурге. Автор музея – журналист и культуролог Александр Цариков. Своей дачи у него не было, но сам феномен дачной жизни интересовал его с детства. Когда в безвременное пользование к Саше попал дачный домик в типовом садовом товариществе «Связист-1», он решил устроить в нем музей. Здесь все, как в советские времена, исключение одно: цвет домика намеренно сделали красным (в 1950-х, времени, к которому относится его постройка, дачные дома красили преимущественно в голубой и зеленый цвета) – чтобы выделить его среди прочих. В остальном все осталось как и тогда.
На первом этаже две комнаты. Одна оборудована под совмещенную со столовой кухню — здесь хозяйки варили варенье и заготавливали компоты на зиму. Печь, которая стоит здесь, способна отапливать весь дом. На второй этаж ведет крутая лестница. В советское время было запрещено строить двухэтажные дома, поэтому к одноэтажным подстраивали мансарды, иногда даже с балконом. Потолки на втором этаже низкие, через центр комнаты проходит печная труба – тепловое излучение от нее отапливает всю комнату. Основатель музея, он же экскурсовод, рассказывает гостям о самом феномене советской дачи, о типологии дачных построек и о том, как слово «дача» попало в международный лексикон. Кроме того, Саша сделал документальную ленту, в которую вошли короткие интервью с нынешними дачниками, в основном пожилыми женщинами, которые рассказывают о своем отношении к дачной жизни. Ее транслируют на старом телевизоре вместе с советским кино «Дачники» по мотивам романа Максима Горького и комедией «Дача» 1974 года. Подборку фильмов сделал кинокритик Андрей Кулик.
Чтобы сохранить атмосферу внутри, обои мы намеренно искали максимально похожие к тем, которые клеили в то время. В итоге взяли беларуские в цветочек, по 120 рублей за рулон, – они идеально вписались в эпоху. Второй этаж оклеили розочками, первый – популярной в 1980-х годах симуляцией бамбука. Многие вещи остались от прежних хозяев, например, старый сервант, в котором сейчас стоят банки со всевозможными соленьями, бутылкой самогона и гранеными стаканами в подстаканниках – посуду подарили первые гости музея. Иногда мне звонят знакомые, которые модернизируют какую-то квартиру, и предлагают забрать оставшийся в приданое от бабушки комод. Я еду, забираю, привожу. Времени реставрировать, правда, пока не было, планирую заняться этим летом.
Музей обрастает подарками друзей: мне приносят старые фотоаппараты и радиолы, совсем недавно принесли много разной посуды, в том числе стеклянные бутылки из-под лимонадов и алкоголя советского времени – они прекрасно вписались в интерьер. Недавно один гастро-журналист принес пластиковую яйценоску на двоих с солонкой внутри, к ней даже была инструкция – ее я заключил в рамку. Основная часть предметов в доме – это подарки от друзей и посетителей музея, искать что-то специально не приходится.
Музей Altes Haus, Калининград
Перейдя порог частного Altes Haus, помещающегося в одной старой квартире, словно оказываешься в Кенигсберге 1915-1930-х годов. Музей показывает обстановку семейного быта семьи Густава Гросманна, купца и владельца продовольственного магазина и рассказывает историю городского района Хуфен. Здание на Шрёттерштрассе 11-13 было построено в 1912 году под доходный дом. Оригинальная мебель, аутентичный интерьер, и даже запах здесь специфический. Все экспонаты — подлинные вещи той эпохи, найденные на старых чердаках, купленные на блошиных рынках и разных европейских аукционах. Но, что особенно приятно, тут нет ни витрин, ни смотрителей: можно запросто присесть в кресло у камина, помузицировать на фисгармонии или смолоть на старой кофемолке кофе, а потом заварить его в фарфоровом кофейнике. Вдобавок ко всему хозяева всегда угостят кенигсбергскими марципанами и под светом старой лампы ответят на любые вопросы, связанные с историей довоенного Кенигсберга.
Мебель для музея я искал на интернет-аукционах, объявлениях на Avito и в антикварных магазинах. Какую-то часть предметов предоставили мои друзья-антиквары: для них это дополнительная выставочная площадка – многие вещи в Altes Haus можно купить. У нас вообще нет бутафории и новодела, все предметы – оригинальные, сохранившиеся с начала-середины прошлого века. Поскольку музей находится в аутентичной квартире старого дома (год постройки – 1912), многое в интерьере задает тон: входные и межкомнатные двери, полы и окна – все оригинальное, бережно отреставрированное. Чтобы воссоздать интерьер квартиры, мы изучали архивные фотографии, смотрели, что было в моде в то время. Очень помогла периодическая литература: мебельные каталоги и интерьерные журналы. На самом деле, устройство быта везде было примерно одинаковым, и все интерьеры были очень похожи. Мода зарождалась (если мы говорим о конце XIX – начале XX века) в Америке и Франции, шла дальше по Европе, а затем попадала в Россию, из Санкт-Петербурга в Москву. В интернете есть очень хорошие фотографии петербургских квартир начала прошлого века. Мы многое оттуда почерпнули, включая детали, вроде развески картин. Со всем справлялись своими силами, дизайнера интерьеров пригласили только для подбора цветов: то, какие цвета были в моде, я изучил сам, а вот в сочетании одного с другим нам помогал профессионал.