Свет в архитектуре: творческий метод Захи Хадид
Один из авторов книги, посвященной роли света в архитектуре, Light Perspectives, Томас Шильке уверен: «Свет это связующее звено между архитектурой и тем, как мы ее воспринимаем. Мы видим форму и материалы не напрямую, а посредством света». Архитектура Захи Хадид не исключение. Светящиеся линии (в ранних работах) и поля (в поздних) она использовала для того, чтобы буквально раскрыть форму своих зданий, подчеркнуть особенности проектирования и выбор материалов – всегда нестандартный и требующий правильной подачи. Небоскреб Leeza Soho – здание с самым высоким атриумом в мире, постройку которого Zaha Hadid Architects планируют завершить к 2018 году – это, своего рода, кульминация развития творческого метода работы со светом великого архитектора, но обо всем по порядку.
Линии света в духе супрематизма
Terminus Hoenheim-Nord
Хаотичные непараллельные линии подчеркивают взрывную энергетику первого здания Хадид – Vitra Fire Station (Вайль-ам-Райн, 1993). Малевича архитектор называла одним из любимых художников и сама писала картины в стиле супрематизм. Световые линии между стеной и потолком и между стеной и полом подчеркивают острые края бетона, усиливают линейную композицию сооружения. Вместе с тем, мягкий рассеянный свет снаружи и внутри здания противостоит резкой форме здания, одновременно и подчеркивает и сглаживает ее.
Следующим шагом для Хадид было вынести световые структуры за пределы архитектурного пространства, объединить их с окружающим ландшафтом. Работая над проектом страсбургской станции Terminus Hoenheim-Nord (2002), Заха Хадид была очарована белой дорожной разметкой и воплотила ее образ в диффузных светильниках, интегрированных в виде полосок либо в бетонную кровлю, либо в наклонные столбы на парковке.
Сглаженные формы и естественный свет
Проект научного центра Phaeno (Вольфсбург, 2005) стал, своего рода, поворотным в формировании творческого метода Захи Хадид, заставил ее изменить свой подход в проектировании света. В отличии от более ранних проектов архитектора, где она использует исключительно острые, геометрически выверенные формы, здесь Хадид прибегает к фигурам с закругленными углами – это переход к знаменитым «текучим» формам, визитной карточке архитектуры Захи Хадид. Световые панели повторяют форму окон – пространство выглядит максимально целостно. Дневной свет работает в паре с искусственным, и это тоже позволяет посетителю видеть картину целиком, не разделяя его на зоны и тем самым не вырывая из контекста ландшафта.
Подход был закреплен в проекте Национального музея искусств XXI века (Рим, 2009), где Хадид вновь продемонстрировала и свою любовь к плавным текучим формам, и равнозначное внимание к искусственному и естественному свету. Линейные жалюзи на потолке и стенах выступают в роли концептуальной сетки и фильтруют солнечный свет. Электрическое освещение еще более активное: яркий белый свет контрастирует с черными лестницами и скрывается прямо под ними. Он буквально «протекает» через все здание, задает динамику.
Имитация звездного неба и панели-пиксели
После периода бледных (в смысле цвета) серо-бетонных проектов Заха Хадид впервые обращается к цвету. Оперный театр в в Гуанчжоу (2010) она проектирует теплых золотых оттенках, а отработанная плавность линий делает пространство похожим песчаные каскады. Тысячи светящихся лампочек на потолке превращают его в усыпанное звездами небо – невозможно оторвать взгляд. Отражаясь в поверхности глянцевых балконов, световые панели только усиливают это впечатление – все пространство заливает мягкий золотой свет, который буквально окутывает зрителя.
В отличие от Оперного театра в Гуанчжоу, где интерьер (а вместе с ним и внутреннее освещение) контрастирует с «ломаным» фасадом здания, проект молодежного центр в Нанкине (2016) – пример того, как свет подчеркивает архитектуру всего пространства: полоски светящихся пикселей дублируются такими же окнами, словно чешуей покрывающими все здание.
Игра с отражениями
В проекте железнодорожной станции Nordpark (Инсбрук, 2007) свет не поглощается бетоном, а отражается стеклом. Вдохновленная местными пейзажами с горами, покрытыми льдом, и айсбергами, Хадид разработала сложную систему освещения, встроенного в ландшафт. Отражаясь в зеркальной поверхности здания, свет рисует настоящее представление, способное меняться в зависимости от угла обзора. Похожий прием архитектор использовала в работе над проектом Dongdaemun Design Plaza (Сеул, 2013), лишь усилив освещение встроенными в фасад панелями, которые дают неброский рассеянный свет.
Вне зависимости от выбора освещения, в своих проектах Заха Хадид всегда умудрялась избежать искушения использовать свет для усиления визуальных эффектов и лишь подчеркивала с его помощью архитектурную форму своих объектов, особенности их проектирования.