Эволюция светильника: формы от Средневековья до наших дней
С точки зрения дизайна светильники прошли долгий путь от необходимого функционального элемента до арт-объекта. По всему миру сформировалось несколько легендарных форм, например, венецианские канделябры из выдувного стекла, лампы Tiffany в США и эффектные варианты в стиле 1980 годов. В этом материале мы постараемся рассмотреть самые важные моменты эволюции светильника и увидеть в каждом из них атмосферность определенного периода или региона.
Черный брутализм: кованые светильники в эпоху от Древней Персии до Средневековья (XI-XVI века)
Металлические кованые светильники были изобретены в Древней Персии (ныне Иран) и именно оттуда с торговыми караванами и каравеллами по Шелковому пути попали в Европу. Кованые светильники до сих пор является частью средиземноморского стиля — караванная дорога, получившая название Шелковый путь, связывала Восточную Азию именно со Средиземноморьем.
Дизайн интерьера дома в Лос-Анджелесе от дизайнеров Nate Berkus и Jeremiah Brent, стоимость 14 млн долларов. Источник: people.com
В принципе, любые европейские светильники из черного металла с очень громоздкими брутальными каркасами были вдохновлены арабскими традициями. Но только в Мавритании и на Ближнем Востоке до сих пор сохранилась традиция кованых светильников с ажурными элементами и стеклянными мозаичными вставками. Европе в то время, к сожалению или к счастью, эти технологии все еще казались слишком сложными.
Марокканский светильник из тонкого металла. Источник: pier1.com
Европейские люстры: от дерева до хрусталя и муранского стекла (XII-XIX века)
Люстра как форма появилась еще в XIII веке в Голландии, и изначально такой светильник изготавливался из натурального дерева на металлической опоре. А вот хрустальные люстры в сочетании с металлическим основанием появились во Франции только в конце XIII века. Лишь в 1880 году при развитии технологии шлифовки кварца (с использованием кислоты из фтора) люстры начали изготавливать в промышленных масштабах.
В Великобритании — полностью стеклянные люстры. Особенностью стекольной промышленности Великобритании в это время стало производство полностью стеклянных люстр (без деревянных или металлических деталей).
Полностью стеклянная английская люстра производства Chandelier F. & C. Osler (English Manufacturer, active 1807-1922). Место производства: West Midlands, Birmingham. Источник: Corning Museum of Glass.
Во Франции — грифоны, цветы и ангелы. Производить качественные хрустальные люстры во Франции начали в XIX веке, а кроме витиеватых орнаментов в дизайне люстр появились грифоны, ангелы, животные и множество других элементов.
Французская люстра 1890 года с декоративными элементами в виде стеклянных листьев. Источник: eloquence.com
Португалия — органический дизайн. Португалия, в свою очередь, выбрала органический дизайн и стала украшать свои люстры растительными мотивами.
Основанная в 1961 году семейная компания Serip Lighting со штаб-квартирой в Лиссабоне использует бронзу и стекло ручной выдувки для создания своих люстр органических форм.
Российская Империя. Именно в Российской Империи были придуманы люстры, сплошь увешанные маленькими кристаллами и бусинами, полностью закрывающими металлический корпус, — из-за своей страсти к максимальной роскоши российская знать была на слуху у всей Европе.
Люстра в имперском стиле 1930 года. Источник: 1stdibs.com
Италия. История Венеции столь же уникальна и захватывающа, как и дизайн местных муранских ламп. В 1291 году, чтобы избежать пожаров на стекольных производствах, которые могли бы уничтожить центр города, всех стекольщиков переселили на остров Мурано. А вместе с вынужденным переселением был принят закон и о том, что мастера не имеют права переезжать в другие страны и передавать или продавать технологии за рубеж. Венецианская лагуна стала центральной точкой в истории развития стекольного промысла в целом и стеклянных светильников в частности.
Лампа от дизайнера Irenaeus Kraus, изготовлена в 1910 году в стиле ар-нуво в Венеции. Рыночная стоимость — около 9 тыс. долларов. Источник: 1stdibs.com
В начале XVIII века Джузеппе Бриати создал то, что мы называем канделябрами — классические люстры острова Мурано с декоративными элементами на центральной металлической оси. Витиеватость барокко и рококо, дворцовая роскошь и красочные цветовые гаммы составляли невообразимо красивые комбинации.
К сожалению, после вторжения войск Наполеона в 1797 году в стекольном производстве Италии начался затяжной кризис. Но благодаря стараниям таких стекольщиков как Пьетро Бигалья, Анджело Онгаро, Джованни Фуга, Винченцо Моррети, Андреа Риода, которые восстановили сотни технологий и способов, в 1840 годах вновь началась работа.
Оригинальная люстра La Murrina Jardin de Verre S18 blue (Италия) из коллекции Jardin de Verre. Муранское стекло, металл. Стоимость — ок. 2,5 млн рублей.
В последние 30 лет производство муранских люстр вышло на совершенно новый уровень. Благодаря иностранным инвестициям и многоплановому маркетингу муранские люстры опять стали синонимом исключительной роскоши мирового масштаба.
Роскошь ар-нуво и лампы Tiffany
К 1900 году на рынке появилось большое количество конкурирующих компаний по производству светильников, а внутреннее электрическое освещение в каждой комнате стало вполне обычным явлением. Светильники в стиле ар-нуво завоевали особое место за счет разнообразия форм и доступности в Европе.
В это же время на другой стороне Атлантики взрывает рынок лампа Tiffany Lamp, созданная нью-йоркским дизайнером интерьеров Луи Тиффани. Она воплощает эстетику в стиле ар-нуво с витражами из свинцового стекла, на которых изображены пасторальные и цветочные мотивы.
Лампы Tiffany, изготовлены в период 1900-1910 гг. Средняя стоимость сейчас — 5–2,5 тыс. долларов. Фото @nckhui (Twitter).
Эпоха ар-деко: новая роскошь 1920-х
В XX веке дизайн интерьера сместился в сторону чистых линий и смелых форм, воплощенных в динамике модерна. Благодаря богатым цветам, смелым геометрическим объемам и использованию новых промышленных технологий, ар-деко стало первой вехой дизайна интерьера в эпоху потребителей.
Mid-century modern: сталь в 1960-ые
Для дизайна интерьера середина XX века была самой настоящей Золотой эпохой. Разработанный братьями Кастильони торшер Arco — прекрасный пример элегантного современного дизайна в стиле mid-century modern и особенного подхода, который пытался использовать минимальное количество материалов для создания форм с максимальным эффектом.
Революция чистых форм: геометрия в 1980-ые
Новые технологии производства и более простые стили демократизировали дизайн интерьера в 1980 годах. Символьные, тяжелые и орнаментальные светильники вышли из моды. Возрождение шло на волне минимализма и черпало вдохновение из скандинавской и восточной культур.
Светильник «Спутник» от Stilnovo, муранское стекло. Производство 1986 г., Италия. Источник 1stdibs.com
Светодиодная лихорадка
Светодиодная лихорадка в дизайне интерьера началась с появления стиля хай-тек во второй половине прошлого века, но сейчас, к 2020 году, светодиоды выходят на новый уровень использования. Встроенные светильники, интегрированные ленты, датчики движения… Без всего этого уже сложно представить современный интерьер, как центр города — без светодиодных экранов.
Дизайн интерьера от Lider Interiors (Бразилия). Источник: liderinteriors.com.br
Новая эклектика: 2014-...
Сочетая органические силуэты, современные методы и формы, иногда — роскошь ар-деко, а иногда — футуристический минимализм, новая эклектика поражает разнообразием. У этого стиля нет географии, он расширяет горизонты.
Революция Tala LED: 2015-...
К 2000 году стали очевидны проблемы со старой лампой накаливания. Расточительная с точки зрения производства и выдаваемой энергии технология явно нуждалась в замене. Новая линия светодиодных ламп Tala имитирует выходную мощность ламп накаливания, но значительно более энергоэффективна. Создатели доказали, что экологичность и дизайн могут идти рука об руку.