Как дома: детские сады и школы, придуманные архитекторами
В детском саду ребенок учится не только читать и писать, но и творить, а еще взаимодействовать со сверстниками. Удачные проекты образовательных учреждений способствуют развитию творческого мышления малыша и его воображения. Рассказываем о нескольких как раз таких, от начальной школы цвета радуги в Сингапуре до изобретательных местных проектов японца Кенго Кума и колумбийца Даниэля Бонилья.
Скульптурный детский сад в Окадзаки, MAD Architects
Детский сад «Дом клевера» – первый проект архитекторов MAD в Японии. Чтобы снизить затраты на строительство, они использовали деревянную конструкцию, оставшуюся от каркаса прежней постройки: детский сад перестал вмещать всех детей, и его решили расширить, для чего и пригласили архитекторов. На деревянный «скелет» «накинули» новое покрытие – рубленое белое «полотно» замысловатой формы. В качестве материала – внешне похожая на бумагу асфальтовая черепица. Окна разной формы разметили неравномерно – так они не только пропускают солнечный свет, но и создают постоянно меняющиеся светотени, которые должны стимулировать у ребенка развитие воображения. Архитекторы говорят, что хотели построить такое пространство, которое дети не забудут, даже когда они вырастут, а еще, уютное как родной дом.
Пурпурный детский сад в Эльзасе, Dominique Coulon & Associés
Свой проект французское архитектурное бюро окрестило «замком, собранным из LEGO» – рубленые формы и яркий цвет строения и правда напоминают детали конструктора. Окрашенное в розовые, красные и пурпурные тона, здание отчасти напоминает знаменитую «Красную стену» – жилой комплекс Рикардо Бофилла в Кальпе. Детский сад окружает бетонная стена со сквозными овальными отверстиями – она защищает малышей, резвящихся на детских площадках, но и не дает им чувствовать себя в изоляции. Вокруг высажены яблони – отсылка к сельскохозяйственным традициям региона. Комнаты внутри выкрашены в зависимости от их функций: раздевалки и игровые комнаты – в цвет спелой вишни и апельсина, спальни – в белый. Разительная смена цветов дает детям отдохнуть от ярких красок и стимулирует творческое мышление.
Начальная школа цвета радуги в Сингапуре, Studio505
Над проектом разноцветной школы австралийские архитекторы Studio505 работали с местным бюро LT & T. Часть кампуса сначала хотели снести – комплекс зданий не учитывал ландшафт местности, и между постройками оставались неиспользованные части холма. Для архитекторов это стало точкой отсчета: они сделали общие открытые многоярусные пространства и разместили постройки на разных уровнях. Получился многоступенчатый комплекс зданий, закрытый от дождя и ветра. Фасад здания выкрасили разноцветной эмульсионной краской, которая сделала школу похожей на огромный леденец. Интерьер, напротив, максимально сдержанный – чтобы дети могли сконцентрировать на уроках. Цветной фасад, по задумке архитекторов, должен вводить школьников в яркий и красочный мир впечатлений и знаний.
Разноцветная библиотека в школе в Боготе, Даниэль Бонилья
Даниэль Бонилья – один из ведущих зодчих Колумбии, который с помощью новаторских архитектурных форм меняет образ не только Боготы, но и всей страны. Прежде, чем браться за проект библиотеки в общеобразовательной колумбийской школе, Бонилья взялся анализировать то, как молодое поколение взаимодействует с пространством. Понять потребности детей было нужно, чтобы сделать библиотеку таким местом, куда они захотят возвращаться. В итоге получилось динамическое пространство, которое может адаптироваться под разные потребности: из стен можно вынимать мягкие блоки и использовать их как сиденья или «кирпичики» для строительства абстрактных фигур, а на подвесных деревянных деревьях можно писать и рисовать. В каждом из разноцветных залов – красном, синем, зеленом и желтом – панорамное окно с выходом в сад, чтобы дети не теряли связь с реальным миром.
Архитектурный детский сад в Сайтаме, Kengo Kuma and Associates
Архитектурные проекты бюро Кенго Кума – это всегда симбиоз традиционного сознания и современных технологий. Вот и проект двухэтажного детского сада в японском Сайтаме это, с одной стороны, причудливая геометрия, а с другой – образ абсолютно традиционного деревянного дома, максимально комфортного и уютного. Архитектор объединил в единый фасад, обшитый деревянный рейками, две постройки – детский сад и начальную школу. Внешний вид здания должен был отразить окружающий его ландшафт. Окна разной высоты расположены неравномерно, крыши «смотрят» в разные стороны – откуда ни посмотри на это строение, вид с каждой стороны будет разным. Интерьер преимущественно деревянный, а с потолка спускаются визуально невесомые полупрозрачные бумажные светильники. Все это формирует очень уютную среду, где дети могут чувствовать себя как дома, быть открытыми и спокойными.
Деревянный детский сад в Южном Тироле, Feld72
В центре подчиненного ландшафту пространства – залитая солнцем детская площадка: деревянный фасад здания будто оборачивается вокруг нее. Рядом находятся чисто белая начальная школа и часовня приходской церкви – архитектурный проект австрийских зодчих Feld72 органично вписывается и в природный, и в городской ландшафты. Интерьер подчеркнуто лаконичный, но уютный за счет активного использования архитекторами сложно обработанной местной древесины. Широкие окна в большом количестве пропускают естественный свет и дают наслаждаться местными пейзажами. По большому счету, это и есть главное украшение пространства, которое компенсирует сдержанную палитру интерьера.
Черно-белый детский сад в Копенгагене, COBE
Вдохновленный детскими рисунками домиков (даже окна бескаркасные, такие, как их рисует ребенок), проект архитекторов COBE это еще и мини-деревня с разными строениями, игровыми площадками и зелеными садами. «Поселение» рассчитано как минимум на 180 маленьких жителей. Пространство организовано вокруг главного здания, к которому примыкают всевозможные строения: раздевалки, игровые комнаты и спальни. Для неофициальных встреч родителей, воспитателей и детей придумали атриумы, они же соединяют между собой этажи и групповые комнаты. «Сегодня часто проектируют просторные детские сады, – говорят архитекторы, – мы же, напротив, хотели создать камерное пространство, маленький мир, где дети будут развиваться и расти в своей среде».